29 марта ‘24, Пятница

Скотч испускает рентгеновские лучи

22 октября журнал Nature опубликовал статью «Корреляция между наносекундными импульсами рентгеновского излучения и неравномерным разматыванием скотча». И даже поместил фото скотча на обложку. Корреспонденты Infox.ru выяснили, что излучают строки этой забавной статьи.

Работа Карлоса Камары (Carlos Camara), Хуана Эскобара (Juan Escobar), Джонатана Хирда (Jonathan Hird) и Сета Путтермана (Seth Putterman) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) заключается в следующем. Они закрепили катушку скотча на электромоторчике, поместили эту систему в вакуум и начали разматывать липкую ленту со скоростью 3-3,6 сантиметра в секунду. То есть примерно с обычной «офисной» скоростью. По словам авторов, при этом место отрыва слоя становится источником рентгеновского излучения. Импульсы очень короткие. Однако их оказалось вполне достаточно, чтобы сделать рентгеновский снимок пальца одного из участников эксперимента. Авторы даже сняли про это красивый 8-минутный фильм.

Один из экспериментаторов, Хуан Эскобар, в телефонном разговоре с корреспондентом Infox.ru заверил, что исследование – не шутка. Оно вполне воспроизводимое, явление базируется на электрическом разряде, просто точного теоретического обоснования пока еще нет.

Новость прокомментировал для Infox.ru доцент МФТИ Владимир Решетов: «Кино, конечно, неправильное, и снимался не настоящий эксперимент с просвечиванием. Там видно, что изображение пальца получили, соединив вместе несколько фотопленок. 15 кВ -- вполне реальное напряжения для электролизации отрывом, вакуум нужен, чтобы напряжение набралось и электроны успели ускориться. Наносекундный импульс и 100 мВт мощности (with nanosecond, 100-mW X-ray pulses ) -- тоже реально. Только не ясно, чем они измеряли мощность (на картинках датчиков не видно). Но ясно, что энергия импульса микроскопична -- 0,1 нДж. В общем, смешной результат, показывающий, как крепко скотч цепляется за поверхность, и как мало надо вольт, чтобы появилось рентгеновское излучение».

Несколько «но»

В общем, результат действительно смешной. Если бы не несколько «но». Во-первых, сам Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе почему-то не опубликовал данную сенсационную новость на своем сайте. Старший представитель пресс-службы университета Стюарт Уолперт (Stuart Wolpert), отвечающий за естественные науки, пояснил корреспонденту Infox.ru, что это вызвано личной просьбой господина Путтермана. По его мнению, новость привлечет внимание и без участия пресс-службы университета. Впрочем, отметил Уолперт, в ближайшее время они все же планируют написать пару абзацев и разместить ссылку на видео Nature.

Во-вторых, сам характер работ группы Путтермана имеет весьма одиозный характер. Основная цель, к которой движутся экспериментаторы, -- холодный термоядерный синтез. Ни больше и ни меньше. Более того, в 2005 году Путтерман в журнале Nature уже публиковал статью про подход к холодному термоядерному синтезу на основе пироэлектрического эффекта – «Crystal Fusion». Но, видимо, дальше публикации дело не пошло, так как последнее обновление страниц проекта имело место в 2006 году.

[v2]

И в этот раз в интервью New York Times исследователи заявили, что успех проекта ведет напрямую к холодному термоядерному синтезу. А пока они готовы развивать портативные источники рентгеновского излучения на основе механической энергии, а может быть, даже просто используя силу рук.

Есть и еще один забавный момент. По словам исследователей, все работы проводились с использованием скотча известной компании 3M. Той самой, которая уже прославилась своей рекламной акцией с использованием пуленепробиваемого скотча. Тогда каждому прохожему предлагалось разбить стекло и получить канадские доллары.

Последствия

Самое первое последствие этой публикации уже наступило -- в редакции Infox.ru кончился скотч. Никакого свечения, правда, добиться не удалось. Разве что искры из глаз посыпались. Но окончательную оценку этой шумной работе даст время. Возможно, результаты удастся воспроизвести в других лабораториях. Тогда группа исследователей получит Нобелевскую премию в области физики, а может, и мира за нестандартные способы концентрации энергии. Военные врачи и сотрудники «скорой помощи» получат в свое распоряжение уникальные медицинские устройства, которые можно использовать практически в любых условиях. А бухгалтеры и грузчики ради соблюдения техники безопасности и будущего своих еще не рожденных детей начнут ходить на работу в свинцовых трусах. Возможен и другой вариант: исследователи получат Игнобелевскую премию.

Infox.ru обязательно проследит за тем, как много рентгеновских лучей удастся добыть из скотча.