17 февраля ‘20, Понедельник

После смерти муравьи теряют эликсир жизни

Когда муравей умирает, сородичи выносят его из муравейника задолго до начала разложения. Причина оперативности оказалась в смеси «живого» и «мертвого» запахов, которую источает насекомое при жизни.

Исследователи из Калифорнийского университета в Риверсайдеопровергли сложившееся мнение о муравьях. Ранее считалось, что муравьи определяют мертвых сородичей по продуктам разложения мертвых тел и выносят их подальше от муравейника. С помощью комплекса аналитических методов на примере аргентинских муравьев (Linepithema humile) биохимики выяснили, что на самом деле от муравьев при жизни исходят сразу два типа запахов – «живой» и «мертвый».

Санитарные отряды в муравейнике

По муравейнику регулярно ходят отдельные особи и группы, которые относят своих умерших товарищей подальше от места жительства. Это явление характерно для целого ряда животных и называется некрофорез. Традиционно считалось, что определять мертвых сородичей помогают продукты химического разложения их тел. Однако исследователи обратили внимание на тот факт, что санитары начинают уносить мертвых менее чем через час после их смерти. А ведь за это время жирные кислоты, которые, предположительно, играют роль индикатора, не вырабатываются в количествах, достаточных для обнаружения.

Запах жизни

С использованием ряда физико-химических методов анализа исследователи установили, как же именно различается химия внешнего покрова. Оказалось, что вещества, которыми пахнет муравей после смерти, присутствуют и в экстракте кожного покрова живого насекомого. Зато в «живом запахе» есть два компонента, которые исчезают после смерти: это долиходиаль и иридомирмецин – компонент ряда антибиотиков. Они непрерывно образуются в организме, пока муравей живет, и перебивают «запах смерти».

Исследователи уже думают, как применить новые данные о некрофорезе для разработки экологически безвредных инсектицидов. А их коллеги интересуются другой химической частью муравьиной жизни -- потому что для этих насекомых соль может оказаться вкуснее сахара.

Результаты работы опубликованы в пресс-релизе университета.