19 апреля ‘24, Пятница

Археологи покопались в помойке

Археологи изучили научными методами жизнь бомжей. Они не только напомнили, что археология -- не просто наука о роскошных дворцах, утерянных сокровищах и мумиях фараонов. Но и нашли немало интересного в мусоре бездомных современников.

Профессор Ларри Циммерман (Larry J. Zimmerman) и студентка Джессика Уелч (Jessica Welch) из Университетов Индианы и Пердью (Indiana University–Purdue University) провели изучение материальной культуры бездомных археологическими методами в своем родном городе -- Индианаполисе.

В число изучаемых археологами объектов входят предметы материальной культуры -- что человек использует в повседневной жизни, чтобы выжить, прокормить себя и близких. Обычно подразумевается, что бездомные люди не имеют жилища. И потому об их материальной культуре никто не задумывается.

По словам Циммермана, известнейшего археолога и лауреата многих престижных премий, исследование пробное во всех отношениях. Но оно показывает, что современное общество тоже можно изучать с использованием методов археологии, а также то, что с помощью этой науки можно показать имеющиеся проблемы.

Подавляющее большинство исследований бездомных, их медицинское состояние, способность адаптации к нормальной жизни проводится в специальных приютах. Здесь же собраны экспериментальные данные в чистом виде.

Археологи собирали материалы для работы в центре Индианаполиса. По словам исследователей, они даже не заходили в убежища бездомных -- это их дом, и его неприкосновенность необходимо соблюдать. Не трогали они и «заначки» -- спрятанные предметы и продукты, которые бомжи, по-видимому, собирались использовать позднее. Также ученые не вступали в прямой контакт с объектами исследования.

Индианаполисстолица штата Индиана

Для наблюдения они выбрали места, где живут или собираются группами бездомные (помойки, например, маленькие тупички или территории под мостами). Предметы, выброшенные оттуда или оставленные при перемещении, и стали основным объектом изучения.

Так, например, ученые исследовали выброшенные консервные банки. Почти все из них оказались открытыми не очень успешно. Часть вскрывалась ударом о твердые предметы (металл, камень), часть -- обычными ножами, еще часть просто нагревалась и взрывалась. И лишь очень малая доля открывалась консервными ножами.

У бездомных, оказывается, много бытовой химии (шампунь, мыло, дезодоранты), но используют они только зубную пасту. Это понятно из того, что тюбики выбрасываются использованными, а вот все другие виды продукции остаются нетронутыми.

Как говорят авторы работы, таким способом можно получить представление о том, что действительно нужно бездомным. Например, раздавать шампуни людям, не имеющим доступа к источникам воды, -- пустая и бесполезная трата ресурсов. Консервные ножи намного полезнее.

По словам исследователей, продолжение работы послужит большему пониманию мира бездомных и тех мер, которые следует предпринять для помощи им.

Результаты опубликованы в пресс-релизе университета и будут опубликованы в начале следующего года в журнале Historical Archeology.