Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

23:03
Москва
28 марта ‘24, Четверг

Тренеры и родители судятся с академией Тарпищева

Опубликовано
Текст:

На Академию тенниса Шамиля Тарпищева за последние месяцы было подано три судебных иска -- два от уже не работающих там тренеров и один от родителей теннисистки. Заявители утверждают, что в учебном заведении массово и без объяснения причин увольняют тренеров и избавляются от юных спортсменов. Что на самом деле происходит в самом крупном российском теннисном центре, попытались выяснить корреспонденты Infox.ru.

Тренер по теннису Виктор Рыбас работает с детьми уже больше десяти лет. До этого несколько раз выигрывал чемпионат Молдавии, участвовал в Кубке Дэвиса и побеждал на международных турнирах. Тренерская карьера началась с того, что Виктор стал спарринг-партнером тогда еще никому не известной девочки Ани Чакветадзе. А после были годы работы в московской Академии тенниса Шамиля Тарпищева, что расположена на улице Живописной.

«Вначале все было гладко и хорошо, мне нравилось работать. Работа в академии ведь подразумевает занятия с детьми, а я это очень люблю, да и учился после завершения карьеры именно преподавательской деятельности», -- сказал в интервью Infox.ru Виктор Рыбас.

Детский теннис за $3 тыс. в месяц

Академия тенниса Тарпищева -- первое в нашей стране профессиональное заведение для подготовки юных теннисистов. Ее торжественно открыли еще десять лет назад в присутствии самого Хуана Антонио Самаранча, которого сделали почетным президентом Академии.

Академия тенниса Шамиля ТарпищеваИстория.
Затем в Москве открыли еще два филиала, построили академии в Казани, Саранске, Таганроге, Белгороде, Орле. Только в столичных учебных заведениях занимается более 500 детей. Как выяснилось, академия на улице Живописной едва ли не самое дорогое место в России для занятий детским теннисом: только часовая аренда корта стоит около 2 тыс. рублей. Помимо этого приходится еще оплачивать индивидуальные занятия с тренером, а также вносить ежемесячную плату за обучение. Но оказалось, что и на этом денежные траты не заканчиваются.

«Мы платили огромные деньги, я не буду сейчас точные суммы называть, но они складывались из двух-трех тысяч долларов в месяц. Мы отчасти понимали, что эта сумма объективная: в Москве очень мало кортов. Но все-таки те корты, на которых мы занимались, были одними из самых дорогих. Помимо академических плат, нас вынудили еще купить специальную клубную карту. Она нужна просто для того, чтобы у нас было право арендовать корты. Цена очень большая -- 100 тыс. рублей в год. Но мы и на это пошли, потому что ребенок очень хотел заниматься, да и успехи были», -- сказал Михаил Давыдов, чей сын Иван провел в академии почти семь лет.

Академия тенниса на улице Живописной расположена на базе элитного спортивного клуба «Вита-спорт». Все 20 кортов несколько лет назад выкупили представители компании «ЛУКойл», так сказать, для собственных нужд. С тех пор родителей поставили в те условия, когда помимо обычных для тенниса трат им приходилось еще и делать отчисления в «фонд» спорт-клуба.

Безмолвное руководство

Но учеников в Академии тенниса от этого меньше не становилось, сейчас там занимаются около трехсот человек. Это неудивительно: кортов в столице действительно катастрофически не хватает: на сто человек, занимающихся теннисом, приходится лишь одна площадка.

Виктор Рыбас проработал на улице Живописной семь лет. Как рассказывают ученики академии и их родители, чтобы попасть в группу к этому тренеру, приходилось выстраиваться в очереди.

«Уже в первый год обучения родители волей-неволей включаются процесс. Мы стали понимать, что есть тренеры так себе, а есть тренеры способные, талантливые, любящие детей, те, у которых ребенок начинает показывать результат. Вот таким тренером, практически единственным, оказался Виктор Анатольевич Рыбас. Попасть к нему в группу было очень и очень трудно. Мы, например, очень долго добивались этого», -- рассказал Михаил Давыдов.

И тем не менее в мае 2009-го по академии пополз слух, что Рыбас со следующего месяца будет уволен. Оснований для этого ни тренер, ни его ученики, ни их родители найти так и не смогли.

Директору ДМАТ Шамиля Тарпищеваот родителей детей, занимающихся в академии.
«Тогда мы написали коллективное письмо на имя руководителя академии, в котором просили объяснить причины подобного обращения с нашим тренером. Плюс ко всему у нас накопилось и много других вопросов. Мы хотели знать, какие тренировочные сборы ждут наших детей, какова будет плата на следующий год и другие вещи, которые, я считаю, мы имеем право знать», -- продолжил отец юного теннисиста.

«Но происходит странная ситуация: мы платим большие деньги, а к нам начинают относиться просто по-свински. На наше письмо, под которым подписались больше десяти человек, никто из руководства так и не соизволил ответить, более того -- нам отказали в грубой форме. А нашего тренера по-прежнему собирались выкинуть на улицу», -- заявляет Давыдов.

Увольнение без собственного желания

Из академии Рыбаса, несмотря на все письма и уговоры родителей, детей и других клиентов клуба, все же уволили, правда, только 22 октября. Официальная версия -- увольнение за прогулы.

30 июня Виктор, как обычно, пришел на работу, но магнитная карта для прохода на территорию академии оказалась заблокирована. Охранники выставили тренера за дверь, а руководство на связь не выходило. Рыбас продолжал изо дня в день стучаться в закрытые двери и лишь в конце октября по почте получил уведомление об увольнении.

«О том, что меня собираются увольнять, я узнал еще в мае. Как? Меня вызвала завуч -- Цыбина Людмила Валентиновна и просто сказала, что с 1 июня я могу не приходить на работу. Я попытался выяснить, на каком основании это сделано. Но никакой аргументации так и не получил. У меня даже опозданий на протяжении семи лет не было, не то что прогулов. Это могут подтвердить все ученики и их родители», -- утверждает Виктор.

«Я звонил, я просил трудовую книжку, приходил на работу -- меня не пускали. С их стороны контактов не было вообще никаких. Но я знал, что в такой ситуации оказался не я один: очень много тренеров были уволены из академии. Просто им говорили, что они уволены, и предлагали подписать документ, что это было сделано по собственному желанию. А мне сказали, что я уволен, и я не подписал по собственному желанию ни первый раз, ни второй, ни третий, ни пятый», -- продолжил тренер.

Судебные странности

В октябре 2009-го Виктор Рыбас обратился к адвокатам. «Мы направили исковое заявление в Хорошевский суд Москвы -- и сразу же начались проблемы. Заболела судья, ее не было почти два месяца. В таком случае дело должно быть передано другому судье, но нас заставили ждать. Мы направили иск в ноябре, а дело стало слушаться только в феврале», -- рассказал в интервью Infox.ru юрист Эдуард Оганян.

«А 2 апреля суд первой инстанции отказал нам в удовлетворении исковых требований. Хотя мы обнаружили в этом деле массу нарушений трудового законодательства. Ими заинтересовалась даже инспекция труда, теперь она тоже включилась в расследование. Мы доказали эти нарушения, нас поддержал прокурор, но судья счел наши доводы недостаточными», -- продолжил адвокат.

«У меня есть информация, что на судью оказывалось давление. Академия тенниса -- это властная структура, к тому же в этом деле замешан еще и «ЛУКойл». Но мы, естественно, будем обжаловать данное решение в Московском городском суде в порядке кассационной инстанции. У нас есть хорошие основания для обжалования этого незаконного решения», -- полагает Оганян.

Еще одно дело теннисной академии

Как выяснилось, дело Виктора Рыбаса -- не единственное, где замешана Академия тенниса Шамиля Тарпищева. Родители 11-летней Анны Захаровой, пять лет прозанимавшейся в этом учебном заведении, также готовили исковое заявление.

В ноябре 2008-го Анна попала в больницу с довольно сложным заболеванием -- болезнью Шляттера. «У нас были проблемы с коленями, и на полгода нам запретили заниматься какой бы то ни было физической нагрузкой. Но наш тренер нас заверила, что место в академии за нами останется в любом случае и что она готова нас ждать», -- рассказала Ольга Захарова в интервью Infox.ru.

«В сентябре 2009-го врачи нам разрешили заниматься любым видом деятельности, и мы с радостью решили вернуться в академию. Но руководство сказало, что мест для нас нет. После этого я попыталась вернуть оплаченную за полгода вперед сумму, но нам отказали и в этом. Я несколько раз пыталась связаться по телефону с Цыбиной, она категорически не брала трубку, когда я через секретаря представлялась, кто я и по какому вопросу. И только когда в академии узнали, что мы собираемся решить проблему через суд, нам вернули задолженность», -- отметила мама юной теннисистки.

Тарпищев -- единственный, кто ответил

Директор академии Андрей Бабаев и его заместитель Людмила Цыбина разговаривать с корреспондентом Infox.ru категорически отказались. Единственным, кто ответил на неприятные вопросы, оказался сам Шамиль Тарпищев.

«Что касается тренерских увольнений, то я имею информацию с разных сторон и считаю, что в этой ситуации руководство академии в лице Бабаева и Цыбиной были абсолютно правы. Есть нарушения со стороны тренеров, и надо регламентировать их деятельность, потому что сегодня, к сожалению, большинство специалистов ищет работу на стороне, а не в группах, где надо работать с детьми», -- полагает президент Федерации тенниса России.

«Реальность заключена в том, что на стороне, подбрасывая бизнесменам, тренер может заработать до десяти или пятнадцати тысяч долларов в месяц. Тогда как в группах зарплаты составляют от полутора до двух тысяч. Большинство увольнений связано именно с этим», -- продолжил Тарпищев.

«Что касается жалоб родителей, то с этими вещами приходится сталкиваться регулярно. Конечно, все факты надо проверять и решать объективно тот или иной случай. И все равно кто-то будет обижен. Я не знаю ни одного родителя, который бы сказал, что его ребенок не гениальный. А доказать ему, что у него нет данных или он пришел не в тот вид спорта, -- это обида и сразу скандалы», -- считает Шамиль Анвярович.

«Негативных вещей много, я с этим согласен. Но в большинстве случаев это вопрос системы и вопрос культуры, культуры общения тренера с ребенком, родителей с тренерами, родителей со своими детьми», -- отметил Тарпищев.

Система против гениальности

«С Виктором Рыбасом лично я не знаком. Но знаком с материалами его дела и считаю, что право академии (даже если он выиграет суд или проиграет) делать подборку тренеров такую, чтоб шла одна система подготовки. И в сборной у меня такая же ситуация: я веду подготовку спортсменов, особенно в раннем возрасте, не по сильным сторонам, а по подтягиванию слабых сторон. Если тренер будет хоть гениальным, но не будет работать в этой системе, мне он не нужен. Поэтому школа должна решать, кто будет в ней работать, а не тренеры должны командовать и управлять процессом», -- продолжил капитан сборной России.

«И я не понимаю, почему Рыбас сразу побежал в суд, а не обратился ко мне. Я открыт для общения, у меня масса секретарей, которые собирают всю информацию и доносят до меня. Значит ему есть, что скрывать», -- заметил Тарпищев.

Денежная выгода или спортивный результат

Шамилю Тарпищевуот тренера Международной академии тенниса Виктора Рыбаса.
Но, как утверждает Виктор Рыбас, Шамилю Тарпищеву он отправил минимум три письма -- два лично от себя и одно от родителей. А мнения родителей и уволенных тренеров о ситуации в академии, естественно, отличаются от точки зрения Тарпищева. И тех, кто уходит из академии со скандалами, становится все больше.

«У меня такое чувство, что руководство не заинтересовано в успехах детей, они больше на финансовую сторону обращают внимание», -- полагает Ольга Захарова.

«Эта академия сейчас создана только для того, чтобы выбивать из родителей деньги. Сейчас это видно абсолютно четко, потому что они набирают группы из маленьких детей. Пока родители еще ничего не понимают, а дети еще только начинают познавать азы тенниса, это самый удобный момент для получения денежной выгоды. И ни о каком теннисе, в большом смысле этого слова, и речи не идет», -- высказал свое мнение Михаил Давыдов.

«У этих людей нет никакой аргументации, какая-то личная неприязнь может свестись к тому, что человека могут просто вышвырнуть на улицу без веских на то оснований. Мне сказали: если я хочу работать в теннисе, то не должен подавать в суд. Объяснили это тем, что у них в теннисной среде и в федерации все свои люди и мне не дадут в дальнейшем нигде работать. Так и получается: многие места, куда приходишь, связываются с академией тенниса, и те говорят, что меня на работу брать не надо», -- рассказал Виктор Рыбас.

Все как в спорте

Сейчас Виктор Рыбас ищет свободные корты и занимается с самыми преданными учениками -- теми, кто не бросил его даже после вынужденного ухода их академии. В начале мая ему и адвокатам предстоит пойти на очередное судебное заседание.

«Всегда нужно добиваться своих целей. Как в спорте: если у тебя что-то не получается, то ты должен стараться -- и у тебя все получится, так и здесь -- в суде: не получилось первый раз, значит надо идти выше и добиваться справедливости. Я хочу, чтоб меня восстановили на работе, хочу, чтоб такого произвола со стороны работодателя больше не было ни по отношению к тренерам, ни к детям, ни к их родителям», -- подытожил Виктор Рыбас.

Как удалось выяснить корреспондентам Infox.ru, еще один уволенный из академии тренер сейчас так же, как и Виктор Рыбас, готовится отстаивать свои права в суде.

Российский Красный крест собрал 1,2 млрд рублей на помощь жертвам трагедии в «Крокусе»
Реклама