Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

12:16
Москва
25 апреля ‘24, Четверг

В кризис выживают только бейсболисты

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Больше возможностей пережить кризис имеют компании, основанные на индивидуализме высококлассных профессионалов. Тип корпоративной культуры «бейсбольная команда» лучше других адаптируется к кризисам.

По словам Алексея Захарова, президента портала Superjob.ru, успешней других преодолевать кризис способны работодатели, делающие ставку на профессионализм отдельных сотрудников, а не на конвейерный принцип кадровой политики. Согласно американской классификации такие компании называются «бейсбольными командами».

«В настоящее время выделяется несколько типов корпоративной культуры, -- говорит Надежда Ляховская, руководитель отдела по связям с общественностью рекрутингового агентства Avanta Personnel. – По классификации Джеффри Зонненфельда (из Школы менеджмента Йельского университета. – Infox.ru) -- академическая, клубная, оборонная, а также «бейсбольная команда».

В компаниях с клубной культурой работники, как правило, работают по многу лет, они очень преданны и лояльны компании и ее лидеру и могут отказываться от других, более выгодных предложений из-за приверженности своему «клубу». В таких компаниях не принято проводить частые ротации кадров, так как ценится сплоченность и сработанность всех членов коллектива – «семьи». Все вакантные должности здесь, как правило, занимаются самими работниками, без привлечения человека с улицы. Новичков здесь возьмут, скорее, на самые низовые позиции. Данная культура может встречаться в абсолютно разных компаниях -- как по количеству работников, так и по специализации.

Академическая корпоративная культура, как явствует из ее названия, характеризуется готовностью пополнять ряды сотрудников компании на стартовые позиции молодыми кадрами – выпускниками профильных вузов. В компаниях с этим типом корпоративной культуры готовы набирать молодых специалистов без опыта работы (или с минимальным опытом) и растить их у себя. Важным фактором для компании является желание молодого специалиста расти и развиваться именно в ней. Карьерный рост здесь, как правило, возможен только по вертикали, в рамках одного направления (отдела). Такой тип корпоративной культуры распространен в крупных западных компаниях.

«Бейсбольная команда» характеризуется наличием работников-«звезд», индивидуализмом каждого сотрудника. Сотрудники таких компаний имеют высокую «рыночную стоимость»: их имена известны на рынке, их могут перекупать конкуренты. В компаниях с подобной корпоративной культурой работа часто носит характер командной, проектной, где каждый отвечает за свой блок работы, каждый на виду. От работников ждут инициативы, креатива, ярких идей и высокого профессионализма. Этот тип часто встречается в рекламных и PR-агентствах, на рынке IT и Telecom , в шоу-бизнесе и других сферах. «Бейсбольными командами» могут стать только небольшие компании, где число сотрудников не превышает нескольких десятков человек.

Компании с оборонным типом корпоративной культуры характеризуются частыми реструктуризациями, сокращениями персонала, изменением условий мотивации работников, большой зависимостью от внешних воздействий. Но при определенном удачном стечении обстоятельств компании с данным типом культуры могут стать прекрасным трамплином для карьерного и профессионального роста работников.

«Это наименее удачный тип из всех четырех, -- говорит Надежда Ляховская. – К сожалению, он довольно часто встречается на рынке – как правило, в небольших компаниях. Если первые три типа культур способны выжить в кризис – каждая благодаря своим преимуществам: сотрудники-«звезды», лояльность сотрудников и так далее, то для компании с оборонной культурой, которая подвержена внешним воздействиям, кризис может стать фатальным».

Наилучшим вариантом Алексей Захаров называет синтез первых трех культур.

«Сильная стороны клубной -- лояльность персонала, достоинство академической -- в том, что она делает ставку на молодых специалистов. «Бейсбольная команда» сильна профессионализмом, -- объясняет он. -- Все эти три качества не могут заменить друг друга, в хорошей компании они должны сочетаться, особенно во время кризиса. Но если выбирать что-то одно, то скорей всего -- это «бейсбольная команда».

По словам Юлии Балакиной, партнера консалтинговой группы «Консорт», корпоративная культура, не всегда на осознанном уровне, существует везде.

«Другое дело, что в маленьких компаниях ей обычно специально не занимаются, -- добавляет она. – В основном это делают крупные компании. Обычно нормы корпоративной культуры разрабатываются в головном офисе и адаптируются к местным условиям в филиалах».

В кризис многие компании вынуждены были отложить формирование корпоративной культуры. «Это требует вложения средств, -- говорит Юлия Балакина. -- Поэтому она должна создаваться в стабильное время».

По словам генерального директора кадрового агентства «Коннект Персонал» Елены Поздняковой, отделы, отвечающие за корпоративную культуру, во многих компаниях были сокращены. «Сейчас наиболее успешны компании, где в основу мотивации сотрудников и развития бизнеса заложены общечеловеческие ценности, то есть социально ответственная корпоративная культура».

Реклама