Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

08:56
Москва
2 мая ‘24, Четверг

ЕГЭ обвалил рынок платного образования

Опубликовано
Текст:

Численность студентов, обучающихся за деньги, будет снижаться, а объем рынка платного высшего образования будет ниже докризисного даже в 2015 году. Причины -- кризис, демография и многочисленные реформы в российском образовании, в частности ЕГЭ.

Согласно исследованию Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства, объем рынка платного высшего образования в 2008 году составлял 281 млрд руб. В ценах прошлого года по итогам 2009 года объем рынка составит 270 млрд руб., а в 2010-м -- 250 млрд руб. Затем на протяжении нескольких лет он будет колебаться на уровне 260-270 млрд руб., но в 2015 году упадет до 245 млрд руб.

«Это связано в том числе и с демографической ситуацией, -- говорит директор центра Татьяна Клячко. -- По законодательству не меньше 170 человек на каждые 10 тыс. населения страны должны обучаться бесплатно. Сейчас эта цифра больше -- 205 человек, но все равно количество студентов, обучающихся в бюджетной форме, не может упасть меньше определенной планки, составляющей примерно 2,5 млн человек. Соответственно, численность учащихся вузов будет уменьшаться за счет тех, кто получает образование за свои средства».

В 2010 году в России будет 7,336 млн студентов, в том числе 2,92 млн обучающихся на бюджете и 4,416 млн -- за свои деньги. К 2015 году общая численность учащихся вузов сократится до 5,484 млн, в том числе 2,842 млн на бесплатных местах и 2,642 млн -- на платных. Таким образом, доля бюджетников увеличивается с 39,8 до 51,8%. Таковы результаты исследования по так называемому инерционному варианту. Вариант инновационный предполагает снижение количества платных студентов к 2015 году еще на 30 тыс., а бесплатных -- на 1 тыс. В этом случае их доля составит 52,1%.

О демографической яме говорит проректор Государственной академии инноваций Андрей Колесников. «Падает число выпускников 11-х классов, а также тех, кто пытался, но не смог поступить в предыдущие годы, -- отмечает он. -- Следовательно, снижается число поступающих. И такая тенденция будет сохраняться еще как минимум на протяжении нескольких лет».

Важной причиной снижения числа студентов-платников Татьяна Клячко называет кризис, последствия которого в образовании будут сказываться дольше, чем во многих других отраслях. «Эта система очень инертна. В 2009 году значительно снизилось число поступивших на платные места, в 2010-м оно также не вырастет. Соответственно, последствия этого будут ощущаться еще пять лет», -- объясняет она.

Проректор ГУ-ВШЭ по учебной работе Сергей Рощин указывает на снижение в 2009 году числа первокурсников, обучающихся за свой счет, -- оно упало на 30-40% по сравнению с прошлым годом.

«Произошло сжатие рынка, -- рассказывает он. -- И спрос не вернется на прежний уровень в ближайшие несколько лет. При этом количество бюджетных мест для поступающих не снизилось».

Андрей Колесников отметил даже повышение числа бесплатных мест для абитуриентов в этом году -- до 570 тыс.

«Доля студентов, обучающихся на бюджете, будет расти и за счет перехода высшего образования на двухуровневую систему 4 + 2 -- «Бакалавр-магистр», -- говорит он. -- Число мест для бакалавров будет увеличиваться, для того чтобы снизить напряженность на рынке труда. А поскольку поступить в бесплатную магистратуру очень сложно, многие будут вынуждены заканчивать получение высшего образования после первых четырех лет, что тоже приведет к уменьшению числа платников».

По словам Андрея Колесникова, основное сокращение числа платных мест будет происходить за счет коммерческих вузов, а не платных отделений государственных учебных заведений.

«Частные вузы более гибкие, но у них меньше ресурсов, чтобы выжить, тем более что власть инвестирует в государственные вузы, и особенно в национальные, федеральные и исследовательские университеты», -- рассказывает Андрей Колесников.

Еще одна причина сложившейся ситуации -- в ЕГЭ, отмечает Сергей Рощин.

«Он облегчил поступление на бюджетные места, -- говорит проректор ГУ-ВШЭ. -- Действовавшая прежде система вступительных экзаменов обеспечивала куда меньшую мобильность абитуриентов, чем единый госэкзамен».

В АТОР объяснили подорожание речных круизов по России
Реклама