26 апреля ‘24, Пятница

Маленькая лягушка убивает ядом, большая -- зубами

Зоологи обнаружили источник алкалоидов, которыми насыщена кожа крошечных лягушек. Оказалось, что амфибии позаимствовали отраву у клещей. Другая, более массивная амфибия никого не отравила, но напугала здорово.

Коллектив естествоиспытателей из Германии и Кубы под руководством Ариэля Родригеза (Ariel Rodríguez) из Института экологии и систематики (Instituto de Ecología y Sistemática) в Гаване изучил химический состав яда и особенности питания миниатюрных кубинских лягушек Eleutherodactylus iberia и E. orientalis, размер которых не превышает десяти миллиметров.

Кожные железы земноводных (Amphibia) выделяют большое количество токсичных соединений, которые используются животными для защиты от патогенных микроорганизмов и хищников. Многие ядовитые соединения (амины, пептиды, белки и даже стероиды) амфибии синтезируют de novo. Некоторые лягушки выделяют на поверхность кожи азотсодержащие органические яды с ярко выраженной физиологической активностью – алкалоиды. На настоящий момент ученые описали более восьмисот отравляющих соединений, которые выделяются на поверхности кожи земноводных. Однако ученые до сих пор не понимают, как одинаковые яды появляются у филогенетически далеких (не родственных) видов, обитающих в различных экологических нишах. Один из вероятных источников яда – специфическая диета земноводных. Ученые предполагают, что некоторые токсические соединения (например жирорастворимые алкалоиды) аккумулируются из ядовитой пищи.

Из выделений кожи кубинской лягушки ученые идентифицировали восемь ядовитых соединений с ярко выраженными антибактериальными свойствами. Исследовав содержимое желудков, естествоиспытатели обнаружили останки кубинских клещей, которые выделяют один из описанных лягушачьих токсинов. По словам биологов, клещи составляли до 70% содержимого желудка.

«Мы полагаем, что кожные алкалоиды миниатюрных лягушек аккумулируются из пищи», - пишут исследователи в статье Discovery of skin alkaloids in a miniaturized eleutherodactylid frog from Cuba, которая появилась в журнале Biology Letters.

Как сообщает британская Telegraph, жители Англии были напуганы гигантской африканской лягушкой Pyxicephalus adspersus (лягушка-бык), которая питается более массивной пищей – позвоночными животными (ящерицами, крысами, мышами). Двухкилограммовая амфибия имеет большой рот, острые зубы и массивные мускулистые конечности, что позволяет ей вести менее подвижный образ жизни, по сравнению со своими филогенетическими родственниками. Она, подобно крокодилу, ждет добычу, затаившись в болоте и при необходимости совершает настоящие атлетические прыжки, преодролевая расстояние до трех с половиной метров. Один из местных жителей обнаружил непонятно откуда взявшегося монстра в садовом пруду.

В российских аэропортах могут пропасть металлические ножи и вилки