Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

21:48
Москва
19 апреля ‘24, Пятница

Пиотровский: «Музей, а не толпа решает, что есть искусство»

Опубликовано
Текст:

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский опубликовал на сайте музея статью, в которой указал на опасность параллелей в поисках экстремизма у музее.

О том, что в Эрмитаже началась прокурорская проверка, стало известно 7 декабря. Поводом к ней послужили более сотни жалоб на выставку братьев Диноса и Джейка Чепменов «Конец веселья». Граждане возмутились изображениями клоунов и мишек, распятых на кресте, и попросили проверить действия Эрмитажа и его директора Пиотровского на наличие экстремизма.

Центральный проект выставки братьев Чепмен «Конец веселья» представляет собой девять витрин-аквариумов, в которых находятся небольшие человеческие фигурки, сделанные из пластика. Большинство из них одеты в нацистскую форму и вовлечены в фантасмагорическое насилие: они повально уничтожают друг друга. Помимо этого в работе Чепменов присутствуют также христианские символы, распятый Рональд Макдональд, «босховские» уродцы.

«Братья Чепмены – выдающиеся художники мирового класса – выставили в Эрмитаже свою знаменитую работу «Конец веселья» (первая выставка в каком-либо музейном пространстве). Выставка очень жесткая, носящая подчеркнуто антинацистский характер и восходящая к традиции изображения Страшного суда в мировом искусстве», – пишет Пиотровский.

«Само собою, разумеется, что такая выставка далеко не всем нравится, но речь о другом: прокуратора города Ленинграда, извините, оговорка не случайная, получила несколько десятков писем почти идентичных по тексту в которых требуют призвать к ответу Эрмитаж, и, в частности, и меня за экстремистскую деятельность, скажем так. Знаком экстремизма является то, что у Чепменов изображено распятие на кресте клоуна Макдональдса и плюшевых мишек. Авторы писем считают это оскорблением всем христианам, поклоняющимся кресту», – пишет директор музея.

По словам Пиотровского, даже с богословской точки зрения «это не серьезные рассуждения». «Прокуратура Центрального района Петербурга приняла эту жалобу к рассмотрению, ознакомилась с выставкой, выслушала профессиональные объяснения о современном искусстве и символике креста и свастики, еще раз побеседовала с организаторами выставки и предварительно не усмотрела в наших действиях признаков экстремизма. Параллельно я направил письмо прокурору города с просьбой провести расследование по вопросу деятельности людей, в массовом порядке препятствующим нормальной деятельности как музея, так и прокуратуры. Пока нет как и ответа из городской прокуратуры, так и оценки степени экстремизма нашей деятельности», – пишет Пиотровский.

По его словам, музей является тем учреждением, которое в праве решать что является искусством и что выставлять. «Вкусы толпы в данном случае не могут служить ни эстетическим, ни нравственным ориентиром», – отмечает директор Эрмитажа.

«В интернете существует сайт, который содержит образец заявления в прокуратуру против выставки Чепменов, по которой были написаны все посланные в прокуратуру письма. А в связи с заключением районной прокуратуры на том же сайте опубликована пошаговая инструкция по направлению обращение к прокурору Петербурга с подробными ссылками на тексты, которые должны там содержаться. Вот это уже становится интересным, и именно поэтому я обратил внимание на этот курьезный сюжет как сотрудников Эрмитажа, так петербургских журналистов. Мы все хорошо помним о роли «общества» в репрессиях в нашей стране. Сначала следует «возмущение общественности», которая обращается одновременно в прессу и прокуратуру, затем статья, а потом все остальное. Я ровесник истории с Иосифом Бродским, «возмущения общественности» и статьи «Окололитературный трутень». Тут, как всегда, трагедия повторяется как фарс», – пишет Пиотровский.

Михаил Пиотровский также написал, что Эрмитаж намерен требовать от прокуратуры защиты чести и достоинства «от каждого, кто может на них покушаться». Он добавил, что думает о проведении научной конференции, «посвященной проблеме провокации и кощунства в мировом искусстве, к которой будут привлечены не маргиналы, а серьезные историки, богословы, искусствоведы, юристы и нормально мыслящие люди».

Реклама