29 марта ‘24, Пятница

Имя молекулы боли может «сломать язык»

Ученые в Великобритании открыли молекулу, которая отвечает за болевые ощущения при солнечном ожоге. Они утверждают, что дальнейшие исследования могут помочь в лечении таких воспалительных заболеваний как артрит и цистит. Специалистам Королевского колледжа Лондона удалось обнаружить искомый белок в ходе опытов по воздействию на кожу крыс и людей ультрафиолетовым излучением.

Студент Джон Доз добровольно подставляет руку под ультрафиолетовый излучатель. Это один из этапов исследований, которые выявили участие определенных молекул в механизме передачи болевых ощущений.

Ученые Королевского колледжа Лондона искусственно вызывают загар на небольшом участке кожи. Они изучают то, как обнаруженная ими молекула вызывает ощущение боли при солнечном ожоге и, возможно, при более серьёзных проблемах со здоровьем. По их словам, исследование однажды может привести к созданию более эффективных болеутоляющих средств для пациентов, страдающих такими воспалительными заболеваниями как артрит и цистит.

Профессор Стивен Макмаон (Stephen McMahon) – один из ведущих исследователей, открывших молекулу рассказывает: «Итак, мы искусственно вызывали солнечный ожог на небольших участках кожи здоровых волонтеров. По мере того, как увеличивалась интенсивность ожога, росли и болевые ощущения. Затем мы брали 3-х миллиметровые участки кожи на биопсию для их анализа. Современные технологии позволяют изучить ткань во всех деталях, какие бы цели вы не ставили».

С помощью различных тестов ученые обнаружили, что один белок привлекает клетки иммунной системы к месту повреждения ткани. «Эта молекула – часть довольно большой группы белков, выделяющихся в поврежденной и воспаленной ткани для привлечения клеток иммунной системы, - продолжает профессор. - Но именно эта молекула под трудно запоминающимся названием CXCL5, судя по всему, отвечает за передачу болевых ощущений нервной системе. Поэтому она нас заинтересовала».

В экспериментах приняли участие несколько добровольцев. Отбирали только тех, чья кожа была чувствительна к солнечным лучам. Ученые указывают на то, что после воздействия на белок, волонтеры испытывали несильную боль и могли контролировать эти болевые ощущения.

Возможность добиться исчезновения пощипывания при солнечном ожоге – уже достижение. Но, по словам невролога доктора Беннетта, для того, чтобы научиться побеждать боль при более серьёзных заболеваниях, понадобится гораздо больше исследований. «На настоящий момент мы используем довольно действенный способ – антитела, которые воздействуют на тот или иной белок. Но это сложно повторить в домашних условиях. Для этого нужен укол. Поэтому следующей задачей, стоящей перед нами, будет создание препарата в виде таблеток, которые пациент сможет принимать, как обычное лекарство», - говорит Беннетт.

А пока людям, испытывающим хронические боли, придётся пользоваться имеющимися средствами, несмотря на побочные эффекты. А любителям позагорать ученые по-прежнему советуют не перебарщивать с ультрафиолетом.