19 апреля ‘24, Пятница

Ранее неизвестный вирус способен переходить от обезьян к человеку

Некий аденовирус перешел от человека к обезьянам и обратно. Ранее вирусологи считали, что такой путь заражения невозможен.

Предыстория открытия такова: в 2009 году группа красных прыгунов (Callicebus cupreus), приматов, живших в Калифорнийском исследовательском центре (California Natural Primate Research Center), в полном составе заболела неизвестно чем. Из 65 обезьян 19 погибли. Исследовав образцы тканей умерших животных, ученые обнаружили, что обезьяны заражены неизвестным ранее вирусом. Генетическая экспертиза показала, что это аденовирус, но его ДНК почти на 60% отличалась от ДНК известных аденовирусов. Новый вирус был назван TMAdV -- «Titi-Monkey ADenoVirus» («аденовирус красного прыгуна»).

При культивировании вируса в клеточной культуре, к изумлению вирусологов, выяснилось, что ему гораздо комфортнее в человеческих клетках, нежели в обезьяньих. Озадаченные ученые начали расследование.

Человек-обезьяна-человек?

Все работники Центра приматов были опрошены на предмет контактирования с прыгунами. Выяснилось, что одна из сотрудниц тоже заболела после контакта с больными обезьянками. Более того, она заразила и своих домашних, которые, естественно, никаких красных прыгунов не видели и не имели с ними дела. Однако вся семья этой сотрудницы месяц болела, температуря и кашляя, словом, испытывала все симптомы обычного ОРЗ. По-видимому, вирус сначала был передан от человека к обезьянам, а затем обратно к человеку -- той самой сотруднице Центра.

Получается, что представление вирусологов о невозможности передачи аденовируса от животного к человеку или от человека к животному неверно. Видимо, это положение нужно пересматривать, сообщается в исследовании, опубликованном в журнале PLoS Pathogens.

Предприимчивый вирус выбирает место жительства

Ученые занялись историей «путешествий» столь предприимчивого вируса. Они взяли образцы крови у всех работников и у всех обезьян Центра, а также у людей из контрольной группы -- нескольких десятков здоровых американцев, бразильцев и жителей Африки. Поскольку после перенесенной болезни в крови довольно долгое время остаются антитела к вирусу, то по пробам крови специалисты определяли, чем болели исследуемые люди и животные.

У двоих людей в крови были обнаружены антитела к вирусу TMAdV, так же, как и у одного макака-резуса Центра приматов. Исследователи заключают: вирусы от человека к животным и обратно передаваться могут. Более того, весьма вероятно, что вирус TMAdV уже давно циркулирует среди людей, не вызывая какого-то особого течения ОРЗ.

Исследователи подчеркивают, что не стоит бояться нового заболевания из-за передачи вируса. Это не новый «птичий грипп», утверждают они.