25 апреля ‘24, Четверг

Коллайдер ушел на каникулы

Большой адронный коллайдер остановлен в преддверии рождественских праздников, чтобы вновь начать работу уже в следующем, 2010 году. В минувшие выходные осуществлены столкновения частиц на энергии в 2,36 тэв.

Большой адронный коллайдер остановлен в преддверии рождественских праздников, чтобы вновь начать работу уже в следующем, 2010 году. «Первый запуск БАК завершился сегодня в 18.03 по центральноевропейскому времени (20.03 мск. -- Infox.ru) после успешных серий первичных экспериментов. Работа будет возобновлена в следующем году», -- говорится в сообщении, опубликованном на сайте Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН).

Как ожидается, работа коллайдера будет возобновлена в феврале следующего года. За время простоя ученые планируют доработать систему защиты коллайдера от вспышек резкого роста сопротивления в сверхпроводящих магнитах. Это позволит в будущем увеличить энергию столкновений до семи тераэлектрон-вольт.

Завершившийся сегодня цикл работы ускорителя начался 20 ноября, когда по всему кольцу коллайдера впервые после аварии осенью 2008 года успешно прошел пучок протонов. За прошедшие с этого момента 26 дней осуществлялось столкновение частиц на энергии вплоть до 2,36 тэв. За прошедшие выходные исследователи провели более 1 млн столкновений на 900 гигаэлектрон-вольт и около 50 тыс. на 2,36 тэв.

Между тем несколько дней назад было опубликовано первое исследование, базирующееся на результатах проводящихся в коллайдере экспериментов. В работе, автором которой выступили представители 113 исследовательских институтов, детально описываются завершившиеся эксперименты. Исследование опубликовано в научном журнале The European Physical Journal C.

«(Публикация материала) стало вехой, подчеркнувшей отличное функционирование и быстрый прогресс большого адронного коллайдера… на этой начальной фазе. Наконец-то коллайдер вступил в фазу физической эксплуатации», -- заявил в связи с этим представитель ЦЕРН доктор Юрген Шукрафт.

Большой адронный коллайдер расположен на границе Швейцарии и Франции. В его 27-километровом кольце сталкиваются пучки протонов, скорость которых в перспективе может приблизиться к световой. Ученые надеются, что результаты исследований позволят подтвердить существование так называемого бозона Хиггса — частицы, отвечающей за массу всех других элементарных частиц.