20 апреля ‘24, Суббота

Вода на Луне образовалась из-за солнечного ветра

На килограмм лунного грунта приходится 200-300 миллиграмм воды в виде гидроксильных радикалов.

Американские астрономы из Университета штата Теннесси выяснили, что вода в лунном грунте образовалась из атомов водорода, которые попали туда вместе с солнечным ветром. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Geoscience.

Ранее, в 2009 году, аппарат NASA LCROSS обнаружил в глубине лунного кратере Кабеус, который постоянно находится в тени, залежи водяного льда и гидратированных минералов. Однако ученые не могли определить, были ли атомы водорода занесены на Луну с помощью комет или же их источником является Солнце.

Авторы работы проанализировали образцы реголита, которые были собраны в ходе миссий «Аполлон-11», «Аполлон-16» и «Аполлон-17». Реголит – это обломочно-пылевой слой на поверхности Луны. Примерно половину его объема составляют стеклообразные агглютинаты, образовавшиеся из расплавленных пород при столкновении с метеоритами.

С помощью инфракрасного и ионного масс-спектрометров ученые выяснили, что в агглютинатах содержится большое количество атомов водорода, преимущественно в виде гидроксильных (-OH)радикалов. «Мы обнаружили, что «водный» компонент, водород, широко распространен в реголите, пусть и не в форме льда или жидкой воды», -- пояснил профессор Чжан, один из авторов статьи.

Анализ показал, что среди атомов водорода в лунном грунте практически нет тяжелого изотопа дейтерия. Это свидетельствует о «солнечном происхождении» водорода на Луне, поскольку дейтерий практически не встречается в веществе Солнца. В то же время он обычен для водяного льда в составе комет и других объектов Солнечной системы.