29 марта ‘24, Пятница

Вместе с динозаврами от вымирания пострадали ящерицы и змеи

Палеонтологи доказали, что вымирание, случившееся 65 миллионов лет назад, когда с лица Земли исчезли динозавры, коснулось также ящериц и змей. Чтобы восстановить свое разнообразие, этим животным потребовалось 5-10 миллионов лет.

Результаты исследования, выполненного американскими учеными из Йельского университета, опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Первые ящерицы и змеи возникли еще в юрском периоде, и к концу мела уже существовали основные группы этих организмов (такие, как игуаны, вараны и гекконы). Все они (за исключением морских ящериц-мозазавров) пережили массовое вымирание, случившееся на рубеже мела и палеогена. Поэтому считалось, что ящерицы и змеи, в отличие от динозавров, слабо пострадали в ту эпоху.

Однако авторам работы удалось продемонстрировать ошибочность этого представления. Они проанализировали ископаемых пресмыкающихся, найденных в отложениях Северной Америки возрастом от 70 до 60 миллионов лет. Выяснилось, что в конце мелового периода в этом регионе существовали 27 видов ящериц и 3 вида змей. До начала палеогена дожили лишь 5 из них – таким образом, 83% этих животных не смогли пережить массовое вымирание.

Исследователи отмечают, что вымершие виды отличались крупными размерами – например, вес ящерицы Palaeosaniwa, обитавшей в конце мела, достигал 6 килограммов. Пережить вымирание смогли лишь мелкие виды, имевшие широкий ареал. В итоге к началу палеогена пресмыкающиеся заметно измельчали – так, крупнейшая змея Helagras prisciformis, жившая в это время, по массе почти в 6 раз уступала змее Cerberophis, обитавшей в конце мела.

По другим морфологическим признакам (например, по форме зубов), пресмыкающиеся Северной Америки после вымирания также стали менее разнообразными. Достигнуть прежнего уровня разнообразия ящерицы смогли лишь спустя 5 миллионов лет, в то время как у млекопитающих этот процесс занял всего 1,5 миллиона. Напомним, что ряд ученых связывают массовое вымирание с падением гигантского метеорита Чиксулуб в районе полуострова Юкатан.