29 марта ‘24, Пятница

Планеты могут возникать из старых протопланетных дисков

Взвесив ближайший к Земле протопланетный диск, астрономы выяснили, что солидный возраст не сделал его «бесплодным». Это значит, что планетные системы во Вселенной могут образовываться несколькими способами.

Результаты исследования, проведенного американскими учеными под руководством Эрвина Берджина из Мичиганского университета, опубликованы в свежем выпуске журнала Nature.

Протопланетные диски, окружающие новорожденные звезды, состоят из пыли и газа. Считается, что эти диски быстро теряют свою массу под воздействием звездного ветра. Поэтому, если протопланетный диск не дал начало планетам вскоре после рождения звезды, то затем он становится неспособным к формированию планетной системы.

Авторы работы решили доказать, что так происходит не всегда. Для этого они изучили протопланетный диск TW Гидры – ближайшей к нам звезды, которая обладает таким образованием. TW Гидра удалена от Земли на расстояние в 176 световых лет, возраст ее диска составляет около 10 миллионов лет, что позволяет считать его «старым».

Космический телескоп Herschel помог ученым оценить массу протопланетного диска звезды, исходя из содержащегося в нем дейтерия (изотоп водорода). Оказалось, что диск весит в 50 раз больше, чем Юпитер. Это существенно превышает предыдущие оценки и доказывает, что вокруг TW Гидры в будущем сможет сформироваться планетная система, подобная нашей.

«Новые результаты являются важным шаг к пониманию разнообразия планетных систем во Вселенной», -- пояснил Эрвин Берджин. Как показывает работа, планеты не обязательно формируются столь же быстро, как это произошло в случае Солнечной планеты. Более вероятно, что они могут возникать на разных этапах существования протопланетного диска.