23 апреля ‘24, Вторник

Астрономы открыли новый тип сверхновых

Астрономы обнаружили 25 миниатюрных сверхновых, относящихся к ранее неизвестному типу. Каждая из таких сверхновых родилась в результате взаимодействии двух звезд, одна из которых является белым карликом.

Результаты исследования, проведенного американскими учеными из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики, будут опубликованы в журнале The Astrophysical Journal.

Сверхновые – это звезды, которые вспыхивают на короткий срок, во время которого яркость их свечения может перекрывать свет всей галактики. До настоящего времени специалистам было известно всего два типа сверхновых: тип Ia, который возникает из белых карликов, и тип II, рождающийся в результате взрывов гигантских звезд, по массе превосходящих Солнце в 10-100 раз.

Авторы работы выяснили, что существует еще один тип сверхновых, который получил название Iax. В формировании сверхновых этого типа, так же, как и типа Ia, принимают участие белые карлики. Однако при этом они расходуют лишь часть своего вещества, так что сверхновые получаются миниатюрными и менее яркими.

Наблюдения показали, что для рождения сверхновых Iax белым карликам необходим партнер – звезда, богатая гелием и потерявшая внешний водородный слой. Пока ученые точно не знают, кто именно из этой пары первым инициирует образование сверхновой – «воспламенившаяся» гелиевая звезда или же сам белый карлик.

Всего астрономам удалось зафиксировать 25 сверхновых, причем ни одна из них не была найдена в эллиптических галактиках, наполненных старыми звездами. Следовательно, родители сверхновых Iax отличаются юным возрастом. Ученые надеются, что строящийся в Чили телескоп Large Synoptic Survey Telescope откроет еще несколько тысяч таких сверхновых за время своего срока службы.

Грузоперевозки через погранпереходы ДВЖД в I квартале выросли в 1,4 раза