29 марта ‘24, Пятница

Астрономы разглядели, как черная дыра поедает гигантскую планету

Впервые за всю историю наблюдений астрономам удалось разглядеть, как на обед к черной дыре попала не звезда, а объект, похожий на гигантскую планету или коричневый карлик.

Описание наблюдений, проведенных польскими астрономами из Белостокского университета, опубликовано в журнале Astronomy & Astrophysics.

В январе 2011 года авторы статьи зафиксировали вспышку рентгеновского излучения в галактике NGC 4845, расположенной в 47 миллионах световых лет от Земли. Поскольку такая активность не наблюдалась в галактике в течение последних 20-30 лет, астрономы решили, что вспышка вызвана «трапезой» черной дыры, расположенной в ее центре.

Изучив галактику с помощью космических телескопов XMM-Newton и Swift, исследователи пришли к выводу, что дыра поглотила не звезду или облако газа, как это часто наблюдается, а газовую планету, в 14-30 раз превышающую Юпитер по массе. По другой версии, это мог быть коричневый карлик, планетоподобный объект, в котором когда-то шли термоядерные реакции.

По расчетам ученых, черная дыра пока поглотила только около 10% массы планеты, являющиеся ее внешними слоями. Оставшаяся, более плотная часть планеты, скорее всего, продолжает вращаться вокруг дыры, которая по массе примерно в 300 тысяч раз превосходит Солнце.

Поглощенная газовая планета, скорее всего, была блуждающей, то есть под действием гравитации она покинула свою планетарную систему и до того, как стать жертвой черной дыры, свободно двигалась по космическому пространству. Напомним, что недавно ученые наблюдали, как небольшая черная дыра засосала старую звезду, предварительно разорвав ее на части.

В России предотвратили завоз шести опасных болезней – Голикова