14 декабря ‘19, Суббота

Геологи открыли подземный оазис возрастом 2 млрд лет

При бурении шахты в Канаде ученые наткнулись на подземный оазис, который был изолирован от внешнего мира около 2 миллиардов лет. Возможно, такие же подземные резервуары воды существуют и на других планетах.

Об этом говорится в статье, опубликованной британскими геологами из Манчестерского университета в свежем номере журнала Nature.

Оазис был обнаружен на глубине 2,4 километра, при работах в медно-цинковой шахте близ города Тимминс в канадской провинции Онтарио. Эта провинция расположена на территории Канадского щита, сложенного древними докембрийскими породами. В толще этих пород и находится водоносный слой, образующий оазис.

Вода в подземном водоеме богата метаном и водородом, а также содержит благородные газы, такие как ксенон, аргон и криптон. В прошлом соотношение их изотопов в атмосфере Земли было не таким, как сейчас. Поэтому изотопный анализ благородных газов в воде оазиса позволил ученым выяснить, насколько долго он пребывал в изоляции.

Оказалось, что оазис был изолирован от внешнего мира по меньшей мере 1,5 млрд лет, о чем свидетельствует повышенная концентрация изотопов ксенона-124, ксенона-126 и ксенона-128. Максимальный возраст оазиса равен 2,64 млрд лет, в то время как возраст вмещающих его пород составляет и вовсе 2,7 млрд лет.

В ближайшее время исследователи попробуют выяснить, содержатся ли в оазисе микроорганизмы. Если они будут найдены, то это прольет свет на ранние этапы эволюции жизни на Земле. По мнению ученых, подобные подземные резервуары воды могут существовать и на Марсе, служа пристанищем для марсианских бактерий.