26 апреля ‘24, Пятница

Божьи коровки-азиаты завоевали Европу с помощью биологического оружия

Биологи выяснили, что паразитические грибы помогли азиатской божьей коровке покорить Европу и Северную Америку. С их помощью насекомое заражает конкурентов, сама при этом оставаясь невредимой.

К такому выводу пришли немецкие микробиологи из Гиссенского университета, чья статья опубликована в свежем выпуске журнала Science.

Изначально божья коровка-арлекин Harmonia axyridis была завезена в Европу из Восточной Азии для борьбы с тлей. Однако вскоре она начала бесконтрольно размножаться и вытеснять местные виды божьих коровок. Собираясь в огромные скопления на зимовку и забираясь в дома, H. axyridis вызывает аллергические реакции у людей. Кроме того, попадая в сборы винограда, божьи коровки этого вида портят вкус вина.

Чтобы понять, в чем причина успеха H. axyridis, авторы статьи сравнили ее геномом с геномом обычных семиточечных божьих коровок (Coccinella septempunctata). Оказалось, что в нем содержится много генов антибиотиков, в то время как семиточечная божья коровка имеет всего один такой ген. Ученые показали, что антибиотики понадобились H. axyridis для контроля за микроспоридиями, присутствующими в клетках их тела.

Микроспоридии - это грибы, которые являются внутриклеточными паразитами беспозвоночных, рыб и других животных. Исследователи выяснили, что H. axyridis заражена микроспоридиями, генетически близкими к роду Nosema, вызывающему болезни у пчел. Благодаря сильному иммунитету H. axyridis не страдает от присутствия микроспоридиев.

Однако другие виды божьих коробок от этих микроспоридиев погибают. Ученые доказали это, делая божьим коровкам инъекции паразита, выделенного из гемолимфы H. axyridis. В естественных условиях божьи коровки могут заражаться паразитом, поедая яйца и личинок своего азиатского конкурента. Скорее всего, именно благодаря ассоциации с микроспоридиями H. axyridis и смогла вытеснить другие виды.

Исследователи отмечают, что в скором времени H. axyridis может завоевать весь мир, так как она спсобна жить в разных климатических условиях. «Я не вижу способа остановить ее - по-моему, уже слишком поздно пытаться что-либо сделать», -- рассказал Хейко Фогель, один из авторов работы.