25 апреля ‘24, Четверг

Низкорослые растения эволюционируют быстрее всего

Генетики доказали, что скорость эволюции растений зависит от высоты их побегов. Быстрее всего мутации накапливаются в геноме низкорослых видов.

Об этом говорится в статье, опубликованной учеными из Австралийского национального университета в журнале Nature Communications.

Авторы работы сопоставили данные о геномах 20 тысяч видов растений, относящихся к 138 семействам. Максимальная высота представителей этих семейств варьирует от 5 сантиметров (травянистые формы из тропического семейства Burmanniaceae) до 45 метров (деревья из южноамериканского семейства Tetramelaceae).

Оказалось, что мутации у низкорослых растений накапливаются быстрее, чем у высоких, причем это касается как ядерной ДНК, так и ДНК хлоропластов. Специалисты сделали поправку на широту, температуру, интенсивность ультрафиолетового излучения, от которых также зависит частота мутаций, и вычислили, что эволюция у травянистых форм протекает в среднем в 5 раз быстрее, чем у деревьев.

По мнению исследователей, различие в скорости эволюции связано с частотой клеточных делений. Чем чаще делятся клетки, тем больше ошибок возникает при копировании ДНК. У низкорослых однолетних растений частота клеточных делений в точках роста побегов высока, в то время как у деревьев с возрастом она замедляется. Поэтому геном травянистых форм изменяется более интенсивно.

Как подчеркивают ученые, из-за того, что крупные растения медленно эволюционируют, им сложнее приспосабливаться к климатическим изменениям. Поэтому редкие виды деревьев нуждаются в особой защите.