29 марта ‘24, Пятница

Физиологи обнаружили в мозгу человека нейроны с функцией GPS

Ученые впервые выявили в человеческом мозгу группу координатных нейронов. Они позволяют людям ориентироваться в незнакомой местности, выполняя роль внутреннего GPS-навигатора.

Результаты исследования, проведенного американскими физиологами из Университета Дрекселя, опубликованы в журнале Nature Neuroscience.

Координатные (grid) нейроны впервые были открыты в мозгу крыс, затем они были найдены у обезьян и летучих мышей. У животных эти нейроны расположены в энторинальной коре, рядом с гиппокампом, частью мозга, которая ответственна за память и обработку пространственной информации.

Свое название (grid по-английски - решетка) нейроны получили благодаря особому характеру возбуждения: активируясь в ответ на изменение пространственного положения тела, они образуют правильную гексагональную решетку. В результате в созании организма как бы выстраивается трехмерная система координат, позволяющая ему двигаться в нужном направлении.

Авторы работы смогли обнаружить решетчатые клетки, работая с 14 пациентами-эпилептиками, в мозг которых с терапевтическими целями были вживлены электроды. В ходе эксперимента пациенты при помощи джойстика управляли движениями виртуального велосипеда на экране компьютера. Велосипед двигался посреди открытого пространства, и испытуемые должны были направлять его к разным целям.

Выяснилось, что решетчатые клетки человека располагаются не только в энторинальной коре, как у крыс, но и в коре поясной извилины мозга. По мнению исследователей, открытие поможет при лечении болезни Альцгеймера. Считается, что она связана с поражением энторинальной коры. Так как там расположены решетчатые клетки, то люди с этим заболеванием часто оказываются дезориентированы в пространстве.