23 апреля ‘24, Вторник

Астрономы разглядели, как умирает звезда

Астрономам впервые удалось обнаружить звезду, превращающуюся в планетарную туманность. Выяснилось, что при этом она выбрасывает огромную струю, состоящую из заряженных частиц.

Описание наблюдений, проведенных немецкими специалистами из Боннского университета, опубликованы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Планетарные туманности считаются одними из самых красивых космических объектов. Они представляют собой симметричные облака ионизированного газа, в центре которых находятся потухшие звезды – белые карлики. В планетарные туманности в конце своего жизненного пути превращаются звезды, подобные нашему Солнцу. Однако до настоящего времени оставалось неизвестным, как именно происходит этот процесс.

Авторам статьи посчастливилось «застать» в процессе умирания звезду IRAS 15445−5449 в созвездии Южного Треугольника. Она была обнаружена с помощью шести 22-метровых радиотелескопов ATCA, расположенных в Австралии. Светило удалено от нас на 23 тысячи световых лет. Анализ радиосигналов звезды показал, что она выбрасывает струю (джет) заряженного газа.

«По нашим данным, от звезды исходит узкий и очень мощный джет такого типа, какие раньше не наблюдались рядом со старыми звездами, похожими на Солнце», -- пояснил Андреас Санчес, один из авторов статьи. До этого астрономам было известно, что такие джеты формируются лишь рядом со сверхмассивными черными дырами и новорожденными звездами.

Заряженные частицы в составе джета под действием магнитного поля звезды закручиваются и движутся практически со скоростью света. По космическим меркам такие струи существуют лишь мгновение. Например, джет, открытый астрономами, зародился всего несколько десятилетий назад, а уже через несколько столетий даст начало планетарной туманности.

Впрочем, ученые пока не знают, все ли умирающие звезды ведут себя подобным образом. Возможно, джет звезды IRAS 15445−5449 образовался благодаря присутствию рядом с ней массивной планеты или же другого светила.

Путин подписал закон о повышении НДПИ на золото на 78 000 рублей