19 апреля ‘24, Пятница

Нейрологи предложили новое объяснение гениальности Эйнштейна

Ученые обнаружили, что полушария мозга Эйнштейна были соединены необычайно большим количеством нейронов. Возможно, именно благодаря этому он обладал выдающимися математическими способностями.

Результаты исследования, проведенного американскими специалистами из Университета штата Флорида и их китайскими коллегами, опубликованы в журнале Brain.

Уже не первое десятилетие анатомы пытаются установить, в чем же заключалась причина гениальности Альберта Эйнштейна. Обычно упор делается на форме извилин знаменитого физика, однако авторы статьи решили подойти к этой проблеме по-новому, внимательно изучив его мозолистое тело.

Мозолистое тело (corpus callosum) – это сплетение нервных волокон, соединяющее левое и правое полушария. Чем толще это образование, тем больше нейронов в нем располагается и тем сильнее связаны полушария. Как правило, его морфология исследуется с помощью магниторезонансной томографии, однако в случае с мозгом Эйнштейна это невозможно. Поэтому нейрологи разработали особую методику, позволяющую реконструировать трехмерное строение мозолистого тела по имеющимся фотографиям мозговых срезов.

Ученые сравнили строение мозгового тела Эйнштейна и двух групп людей – 15 пожилых, в возрасте от 70 до 80 лет (Эйнштейн умер на 76-м году жизни) и 52 молодых в возрасте от 24 до 30 (Эйнштейну было 26 лет в 1905 году, когда он опубликовал 4 знаменитые статьи, перевернувшие тогдашнюю физику). Такое сравнение понадобилось потому, что мозговое тело может варьировать в зависимости от возраста.

Выяснилось, что мозолистое тело Эйнштейна толще, чем у обыкновенных людей, как старых, так и молодых. В особенности это касается его заднего отдела, валика (splenium). По толщине этот участок мозолистого тела Эйнштейна в среднем на 10% превосходит валик обычной молодежи. Известно, что через валик проходят нейроны, соединяющие теменные и затылочные доли левого и правого полушарий. Поскольку теменные доли отвечают за пространственное воображение, возможно, что их необычайная связность позволяла Эйнштейну по-новому видеть физические проблемы.

«Наша работа больше, чем какие-либо другие, говорит о внутреннем строении мозга Эйнштейна. Это помогает осмыслить уже известные факты, касающиеся его поверхностных участков», -- пояснил Дин Фолк, один из авторов статьи.