23 апреля ‘24, Вторник

Ученые нашли следы крови в брюшке комара, жившего 46 млн лет назад

Палеонтологи установили, что остатки крови в кишечнике ископаемых насекомых могут сохранятся десятки миллионов лет. На этом допущении был построен сюжет «Парка юрского периода».

Описание находки, сделанной американскими специалистами из Национального музея естественной истории в Вашингтоне, опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В знаменитом фильме «Парк юрского периода» ученые «воскрешали» динозавров, добыв образцы их крови из брюшка комара, погребенного в куске древнего янтаря. Авторы статьи решили не ограничиваться янтарными кровососами и стали искать следы крови в комарах, чьи окаменевшие остатки периодически попадаются в осадочных породах.

Исследователям посчастливилось обнаружить в отложениях среднего эоцена на северо-западе штата Монтана самку комара Culiseta с темно-красным раздувшимся брюшком. С помощью масс-спектрометра ученые проанализировали химический состав ее тела. Также анализу подверглись самцы комаров из этого же местонахождения, которые не питаются кровью.

Выяснилось, что в брюшке самки содержится очень много железа. Железо входило в состав гемоглобина крови, которую высосало насекомое. Исследователи отмечают, что оно сохранилось благодаря уникальному стечению обстоятельств. Комар упал в водоем и погрузился в толщу мелкозернистых осадков, и при этом тонкая стенка его брюшка не лопнула.

Эритроциты или обрывки ДНК в кишечнике ископаемого комара отсутствуют. Впрочем, насекомые из янтаря тоже не могут похвастаться наличием ДНК. Так, недавно другая группа ученых показала, что генетический материал не содержится даже в насекомых из очень молодой ископаемой смолы. Поэтому рассчитывать на претворение в жизнь «Парка юрского периода» пока не стоит.

Школьникам в приграничных областях разрешили не сдавать ЕГЭ