20 апреля ‘24, Суббота

Палеонтологи сравнили китайских динозавров с жертвами Везувия

Ученые выяснили, что одно из крупнейших в мире местонахождений динозавров возникло в результате серии масштабных извержений. Наземные организмы подхватывались потоком пепла и вулканических газов и падали в озеро, образуя «мезозойские Помпеи».

Результаты исследования, проведенного китайскими учеными из Нанкинского университета, опубликованы в журнале Nature Communications.

В последние годы палеонтологи нашли в отложениях формации Исянь на территории китайской провинции Ляонин множество организмов мелового периода, включая пернатого родственника тираннозавра и зубастых птиц. Возраст этого местонахождения, одного из самых богатых в мире, составляет около 120 миллионов лет. Находки из Исяня отличаются прекрасной сохранностью, так что на окаменелостях можно разглядеть даже перья и волосы.

Специалисты давно полагали, что животные захоронилось в Исяне благодаря вулканической активности, однако детально никто не изучал данный вопрос. Авторы статьи решили исправить это упущение и проанализировали останки 14 ископаемых птиц и динозавров, собранные в пяти различных точках местонахождения. Также под микроскопом они изучили строение вмещающих их пород.

Выяснилось, что по структуре кости большинства обнаруженных позвоночных похожи на кости жертв Везувия. Динозавры, как когда-то жители Помпеи, подверглись внезапному воздействию раскаленного пепла и газов, из-за чего их мягкие ткани частично обуглились и мумифицировались. Судя по всему, пирокластический поток (смесь газа, пепла и костей) одномоментно опрокинул множество организмов в древнее озеро, где они были быстро погребены вулканическим туфом в анаэробных условиях.

Как отмечают исследователи, почти все останки наземных организмов сосредоточены в нескольких слоях, перемежающихся с обычными озерными отложениями. В спокойные периоды в осадках озера содержались только водные организмы, такие как креветки и личинки веснянок. Напротив, в слоях, содержащих вулканический туф, можно найти типично наземных животных. В самых богатых слоях на 1-2 квадратных метра приходится один скелет ископаемой птицы Confuciusornis.

Всего ученые насчитали в Исяне четыре эпизода вулканизма. По мнению авторов статьи, по этой же схеме могли образоваться и другие крупные местонахождения ископаемых останков.