19 апреля ‘24, Пятница

Ученые сняли с неандертальцев обвинения в массовом убийстве мамонтов

Антропологи выяснили, что неандертальцы не устраивали массовых забоев мамонтов в ущелье на острове Джерси. Эти древние люди могли охотиться там лишь на отдельных мамонтов.

Об этом говорится в статье британских ученых, опубликованной в журнале Antiquity.

В 1960-х годах археологи обнаружили в пещере святого Брелада на острове Джерси (Британия) массовое скопление костей мамонтов и шерстистых носорогов. Эта пещера находится на дне глубокой расщелины с отвесными стенами. Поблизости были найдены следы жизнедеятельности неандертальцев, обитавших там около 200 тысяч лет назад.

Спустя какое-то время ученые предположили, что неандертальцы использовали ущелье в качестве ловушки, сообща направляя стадо мамонтов к его краю. После того, как животные падали со скалы, неандертальцы их добивали и разделывали. В 1980-х годах эта гипотеза помогла пересмотреть взгляды на неандертальцев, которые до этого считались очень примитивными существами, не способными к скоординированной деятельности.

Спустя 30 лет авторы статьи поставили под сомнение это предположение, проанализировав ландшафт рядом с пещерой. Оказалось, что в плейстоцене рельеф вокруг ущелья был еще более пересеченным, чем в наши дни. Чтобы направить мамонтов в ловушку, неандертальцы должны были сначала гнать стадо через глубокую впадину, а затем по достаточно крутому склону холма.

Известно, что современные слоны активно избегают пересеченной местности. Вероятно, мамонты поступали точно также, так что их стадо рассеялось бы, так и не достигнув ущелья. Поэтому авторы статьи считают, неандертальцы не могли устраивать здесь массовую бойню. Скорее всего, они лишь перетаскивали в ущелье куски отдельных мамонтов, убитых где-то поблизости, чтобы разделать их в спокойной обстановке.