16 декабря ‘19, Понедельник

Физики выяснили, как наша планета защищается от вспышек на Солнце

Ученые доказали, что во время вспышек на Солнце плазмосфера Земли выступает в роли буфера, который ослабляет воздействие солнечного ветра на магнитное поле нашей планеты.

Об этом говорится в статье американских физиков из Массачусетского технологического института, опубликованной в свежем выпуске журнала Science.

Известно, что мощные выбросы заряженных частиц, которые время от времени происходят на Солнце, вызывают на Земле магнитные бури, сказывающиеся на работе техники и на самочувствии людей. Авторы статьи выяснили, что такие бури были бы еще сильнее, если бы Землю не защищала плазмосфера. Так называется слой холодной плазмы, который начинается на высоте 1000-2000 километров - снизу он граничит с ионосферой (магнитосферой).

Исследователи наблюдали за поведением плазмосферы, северного сияния и магнитного поля Земли в январе 2013 года, когда произошла вспышка на Солнце средней мощности. С помощью спутниковых данных ученые зафиксировали, что во время вспышки в районе верхней границы магнитосферы примерно в 100 раз возросла концентрация электронов.

По мнению ученых, этот феномен связан с перестройкой плазмосферы под действием солнечного ветра. Во время его усиления она «прогибается», прижимаясь к магнитосфере. Благодаря увеличения плотности вещества на границах магнитного поля Земли создается своеобразный буфер, который не дает его линиям перезамыкаться слишком быстро. В результате интенсивность магнитных бурь снижается.

Напомним, недавно планетологи смогли разглядеть на южном и северном полюсах Сатурна мерцающие «огоньки» размером всего в несколько сотен километров. Они возникают под действием заряженных частиц, испускаемых Солнцем.