28 марта ‘24, Четверг

Тропические мухи уживаются друг с другом благодаря паразитам

Ученые узнали, почему одними и теми же растениями в тропиках могут питаться сразу несколько видов насекомых. Выяснилось, что высокое видовое разнообразие объясняется паразитизмом, от которого страдают растительноядные двукрылые.

Об этом говорится в статье американских энтомологов, опубликованной в свежем выпуске журнала Science.

Считается, что близкие виды растительноядных организмов, чтобы избежать конкуренции друг с другом, специализируются на питании разными видами растений. Однако авторы статьи показали, что это правило не всегда работает: чтобы экологические ниши видов различались, им достаточно иметь разных паразитов.

Ученые собирали в Перу цветки растений Gurania (семейство Тыквенные), пораженные личинками растительноядных мушек Blepharoneura. Известно, что на Blepharoneura паразитируют осы Bellopius. Паразиты откладывают яйца в личинок мух, и затем подрастающие осы убивают своих хозяев. На 3500 цветках ученые собрали более 1500 зараженных осами мушиных куколок.

С помощью ДНК-тестов исследователи проанализировали мушек и отложенные в них яйца и обнаружили, что на двух видах растения Gurania живут целых 14 видов мушек, на которых паразитируют 18 видов ос. Иногда разные виды мух уживаются на одних и тех же цветках. Авторы статьи полагают, что столь большое видовое разнообразие насекомых возникло из-за паразитизма.

Наблюдения показали, что осы одного вида могут паразитировать только на каком-то определенном виде мух. Если же паразиты по ошибке заражают не «своих» мушек, то их яйца погибают, не сумев нейтрализовать иммунную систему хозяина. По-видимому, новые виды образовывались, когда мушки пытались избавиться от «своего» паразита и соответствующим образом перестраивали свой генетический аппарат. В ходе этой эволюционной гонки осы в свою очередьобразовывали всё новые виды, которые приспосабливались к паразитированию на новых видах мух.