29 марта ‘24, Пятница

Физики проверили теорию епископа XIII века, предсказавшего Большой взрыв

Физики-теоретики перевели на язык математики построения Роберта Гроссетеста, средневекового епископа, который задолго до современных космологов заговорил о Большом взрыве. Выяснилось, что с математической точки зрения теория Гроссетеста справедлива, но лишь в случае точного совпадения значений начальных параметров.

Об этом говорится в статье британских физиков из Даремского университета, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society A. Ее соавторами выступили специалисты по средневековой философии.

Английский епископ Роберт Гроссетест (1175-1253) был одним из первых в Европе поклонников Аристотеля, чьи трактаты, переведенные с арабского на латынь в первой половине XIII века, оказали огромное влияние на развитие средневековой мысли. Самым известным сочинением Гроссетеста является трактат «О свете» (De luce), в котором он приписывал свету центральную роль в формировании Вселенной.

Особое внимание книга Гроссетеста привлекла после появления теории Большого взрыва. Епископ считал, подобно современным ученым, что в начале времен и материя, и форма были сосредоточены в одной-единственной точке. Затем эта точка стала испускать некое подобие светового излучения (lux), образовавшего расширяющуюся сферу. Ее расширение закончилось в тот момент, когда излучение lux сделалось очень разреженным.

Границы этой сферы стали границами Вселенной, после чего в ней возник вторичный свет (lumen), устремившийся к ее центру. На своем пути свет lumen как бы сгонял материю с краев сферы и уплотнял ее, в результате чего возникло еще 9 сфер. Самой внешней из них стала сфера неподвижных звезд, самой внутренней – наш материальный мир. Вселенная у Гроссетеста, напоминающая матрешку, в целом соответствует построениям Аристотеля.

Теория множественности миров в XIII веке

Авторы статьи, ориентируясь на исправленное латинское издание сочинений Гроссетеста, решили выяснить, можно ли перевести теорию епископа на язык современной математики и при этом избежать противоречий. Исследователи составили систему дифференциальных уравнений и создали на ее основе компьютерную модель, показывающую, как мог бы выглядеть космогонический процесс по Гроссетесту.

Оказалось, что процесс, описанный епископом, действительно мог привести к возникновению десяти сфер (внешней и девяти внутренних). Тем не менее, свет lumen в этой модели должен быть очень интенсивным, а материя, сквозь которую он проходит, достаточно прозрачной. В противном случае образующиеся сферы оказываются перемешанными и недифференцированными.

Если начальные параметры (интенсивность света и прозрачность материи) немного изменить, то Вселенная будет устроена по-другому, говорят физики. В этом они усматривают аналогию с современной теорией Мультивселенной, утверждающей, что параллельно существует множество миров, для каждого из которых характерны разные значения физических констант. Мы можем наблюдать вокруг себя лишь ту Вселенную, физические законы которой делают ее подходящей для существования человека (антропный принцип).

Исследователям неизвестно, как Гроссетест относился к идее множественности миров. Тем не менее, такая концепция обсуждалась его современниками. Например, парижский епископ Этьен Тампье (Tempier) в 1277 году осудил тех, кто считал всемогущего Бога неспособным сотворить более чем одну Вселенную.

Как отмечают авторы статьи, Гроссетест не был знаком с принципами современной математики, поэтому точное количество сфер во Вселенной он вывел из пифагорейской традиции, в которой число десять считается числом гармонии. Ученые подчеркивают, что сотрудничество физиков и гуманитариев, результатом которого стало данное исследование, будет полезно и при толковании текстов других средневековых ученых.

Генпрокуратура и Минюст взяли в оборот запрос о признании Пугачевой иноагентом