17 октября ‘19, Четверг

Археологи изучили экскременты неандертальцев

Ученые обнаружили в Испании фекалии неандертальцев и изучили их химический состав. Выяснилось, что в рацион этих людей входило значительно больше растительной пищи,чем считалось ранее.

Результаты исследования, проведенного испанскими археологами из Университета Ла-Лагуна, опубликованы в журнале PLOS ONE.

Согласно одной из гипотез, представители Homo sapiens смогли вытеснить неандертальцев благодаря своей неприхотливости в еде. Если наши предки могли питаться как растительной, так и животной пищей, то неандертальцы потребляли практически одно мясо. Авторы статьи опровергли этот взгляд, проанализировав экскременты возрастом около 50 тысяч лет.

Находка была сделана в ходе раскопок стоянки неандертальцев, неподалеку от испанского городка Эль-Сальт. Окаменевшие экскременты валялись прямо на месте кострища. Впрочем, по мнению ученых, неандертальцы не использовали в качестве отхожего места собственные очаги - в давно потухшее кострище мог опорожнить свой кишечник обитатель соседнего лагеря.

По своей структуре и повышенному содержанию фосфатов обнаруженные фекалии не отличаются от экскрементов современного человека. Изучив химический состав находки с помощью газовой хроматографии, ученые обнаружили, что в ней содержится много копростанола - это вещество получается при переработке холестерина, содержащегося в животной пище.

Из этого исследователи сделали вывод, что неандертальцы действительно питались в основном продуктами животного происхождения. Тем не менее, наличие в их фекалиях значительной примеси веществ, образующихся при переваривании фитостеролов, доказывает - неандертальцы не брезговали и растительной пищей, например, плодами и корнями.

Напомним, недавно археологи выяснили, что неандертальцы употребляли лекарственные растения, несмотря на их горький вкус.