28 марта ‘24, Четверг

Дыры на Луне могут стать убежищем для астронавтов

Планетологи разглядели на поверхности Луны множество глубоких «колодцев», некоторые из которых предположительно ведут в пещеры. Они смогут использоваться в качестве укрытий для астрономов при колонизации Луны.

Об этом говорится в статье американских ученых из Университета штата Аризона, опубликованной в журнале Icarus.

Всего специалисты насчитали на Луне около 200 глубоких дыр с отвесными стенками, которые расположены в 29 метеоритных кратерах. Их диаметр варьирует от 5 до 900 метров. «Колодцы» были обнаружены при изучении снимков высокого разрешения, сделанных узкоугольной камерой зонда Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO), находящегося на орбите Луны.

Чтобы упростить задачу поиска дыр, авторы статьи разработали специальный компьютерный алгоритм, который может обрабатывать фотографии без участия человека. Тем не менее, 60% лунной поверхности остались неизученными из-за того, что зонд LRO снимал их в условиях недостаточной освещенности, что затрудняет обработку снимков.

По словам исследователей, некоторые из «колодцев» являются входами в подземные полости – они образовались, когда поверхность Луны уже застыла, а ее внутренние слои еще оставались расплавленными. Лава, текущая с внутренней стороны лунной коры, в некоторых местах проседала, что приводило к возникновению крупных пещер. Затем, когда в соответствующие регионы Луны ударяли астероиды, в потолке пещер появлялись сквозные пробоины.

На внутренней поверхности некоторых «дыр» ученым удалось разглядеть тонкие слои, образовавшиеся при застывании лавы. Их изучение поможет лучше понять геологию и историю спутника Земли – поэтому авторы статьи указывают, что для исследования пробоин можно отправить на Луну специальные зонды, которые «заглянут» внутрь колодцев.

В дальнейшем, при освоении Луны, «дыры» смогут стать хорошим укрытием для первых колонистов. «Жилище в яме глубиной несколько десятков метров обеспечит очень безопасное укрытие для астронавтов: никакой радиации, никаких микрометеоритов, очень мало пыли и отсутствие перепадов температур», -- пояснил Роберт Вагнер, соавтор статьи.