29 марта ‘24, Пятница

Разветвленные органические молекулы впервые открыты в космосе

Ученым впервые удалось обнаружить в космическом пространстве разветвленные органические молекулы. Открытие поможет понять, как зародилась жизнь на Земле.

Об этом говорится в статье немецких специалистов из Института радиоастрономии Общества Макса Планка, опубликованной в свежем выпуске журнала Science.

К настоящему моменту ученым было известно о существовании в космосе более 180 типов углеродсодержащих молекул, для каждого из которых характерен свой спектр электромагнитного излучения. Тем не менее, все они представляют из себя прямые цепочки атомов - исследователям не удавалось найти ни одной молекулы с разветвленным углеродным каркасом. В то же время такие молекулы очень характерны для живых клеток.

Авторы статьи смогли восполнить этот пробел, наблюдая с помощью группы чилийских радиотелескопов ALMA за газовым облаком Sgr B2, которое расположено в центре Млечного пути, на расстоянии в 27 тысяч световых лет от Земли. Оказалось, что облако насыщено изопропилцианидом (i-C3H7CN) - разветвленной версией обычного пропилцианида (n-C3H7CN), который был открыт в этом регионе несколько лет назад.

«Чрезвычайное обилие изопропилцианида доказывает, что разветвленные молекулы являются не исключением, а правилом в межзвездном пространстве», -- пояснил Робин Гэрод, соавтор работы. В облаке Sgr B2 идет активное звездообразование, а органика, подобная i-C3H7CN, может возникать на частичках межзвездной пыли. Ученые полагают, что здесь же присутствуют и молекулы бутилцианида (n-C4H9CN), а также все три его разветвленных изомера. В ближайшее время специалисты планируют приступить к их поиску.

Открытие доказывает, что в космосе могли образовываться разветвленные аминокислоты, необходимые для возникновения жизни. Если этот процесс происходил повсеместно, то живые организмы могли возникать в разных уголках Вселенной.