20 апреля ‘24, Суббота

Астрономы рассказали о загадочном марсианском облаке

Ученые стали очевидцами появления гигантского облака над Марсом. Поскольку оно располагалось на необычайно большой высоте, данный феномен нельзя объяснить, исходя из известных особенностей марсианской атмосферы.

Об этом говорится в статье испанских астрономов, опубликованной в журнале Nature.

Облака над Марсом - достаточно обычное явление, однако все они располагаются в пределах 100-километровой зоны над поверхностью этой планеты. Пыльные бури, типичные для Марса, могут выбрасывать частицы марсианского грунта на высоту до 60 километров. Однако авторам статьи посчастливилось дважды наблюдать облако над Марсом на куда более значительной высоте.

В марте и апреле 2012 года ученые заметили над Красной планетой яркое пятно протяженностью 500-1000 километров. Оба раза оно располагалось над одним и тем же регионом Марса на высоте 250 километров и оставалось видимым примерно 10 суток.

Проанализировав снимки Марса, сделанные космическим телескопом «Хаббл» в 2001-2014 годах, исследователи не нашли на большинстве из них чего-либо похожего на таинственное облако. Судя по фото, за 10 с лишним лет подобный феномен наблюдался единственный раз - 17 мая 1997 года.

По словам ученых, на высоте 250 километров над Марсом существует просто космическое пространство - разреженная атмосфера этой планеты заканчивается гораздо ниже. Тем не менее, ученые не исключают, что водяной пар или частички углекислого газа каким-то образом проникли на эту высоту.

Согласно альтернативной гипотезе, яркое пятно в действительности является не облаком, а полярным сиянием Марса, которое связано с действием его магнитного поля. Если это так, то можно сказать, что полярное сияние на Марсе в 1000 раз ярче, чем на Земле.

Напомним, что в 2012 году ученые рассчитали размер углекислотных «снежинок», выпадающих во время марсианской зимы на полюсах Красной планеты.