29 марта ‘24, Пятница

Черная дыра-монстр открыта на окраине Вселенной

Астрономы обнаружили самую яркую и массивную черную дыру на окраинах Вселенной. Открытие доказывает, что подобные «монстры» могли образовываться уже вскоре после Большого взрыва.

Об этом говорится в статье американских специалистов из Аризонского университета, опубликованной в свежем выпуске журнала Nature.

Внимание ученых привлек отдаленный квазар SDSS J0100+2802. Квазаром называется активное ядро галактики – как правило, ему соответствует сверхмассивная черная дыра, активно излучающая энергию при поглощении окружающего вещества.

SDSS J0100+2802 удален от нас расстояние в 12,8 миллиардов световых лет. Квазар был впервые обнаружен с помощью 2,4-метрового телескопа Lijiang в Китае - ранее столь далекие объекты никогда не открывались такими маломощными телескопами.

Когда ученые навели на объект другие телескопы, они выяснили, что имеют дело с рекордно ярким квазаром, который светится в 420 триллионов раз сильнее, чем Солнце. Ему соответствует черная дыра массой в 12 миллиардов солнц. Ни один из 40 квазаров, открытых к настоящему моменту на таком же удалении, что и SDSS J0100+2802, по яркости и массе не идет с ним ни в какое сравнение.

Открытый квазар существовал всего спустя 900 миллионов лет после Большого взрыва, в эпоху реионизации, когда только-только стали появляться первые звезды и галактики. Пока астрономы не знают, откуда SDSS J0100+2802 взял столько вещества, чтобы «дорасти» до своих размеров.

Генштаб: Солдат-срочников весеннего призыва не направят на СВО