29 марта ‘24, Пятница

Физики создали миниатюрный аналог ядра Юпитера

Ученым впервые удалось в лабораторных условиях воспроизвести состояние материи, которое наблюдается в центре Юпитера и других газовых гигантов. Эксперимент является новым шагом на пути к контролируемым термоядерным реакциям.

Об этом говорится в статье американских специалистов из Национальной ускорительной лаборатории SLAC при Стэндфордском университете. Статья была опубликована в журнале Nature Photonics.

Считается, что в ядрах Юпитера и Сатурна, а также других планет за пределами Солнечной системы, относящихся к классу газовых гигантов, существует так называемая горячая плотная материя. Она пребывает в промежуточном состоянии между плазмой, газом, жидкостью и твердым телом, миллиарды лет назад сыграв ключевую роль в процессах планетообразования.

До сих пор ученые не знали, как измерить свойства горячей плотной материи. Авторы работы смогли решить эту проблему, воздействуя с двух сторон на ультратонкую фольгу из алюминия двумя мощными лазерами. В ходе эксперимента в образце было создано давление в 4500 раз более сильное, чем в глубочайших океанских впадинах, а сам образец был разогрет до 20 000 Кельвинов – это в 4 раза больше, чем температура на поверхности Солнца.

В центре газовых гигантов горячая плотная материя достаточно стабильна, однако в лаборатории она существовала лишь миллиардные доли секунды, когда в алюминии, быстро переходящем из твердого состояния в плазму, возникали шоковые волны. Тем не менее, что с помощью рентгеновского излучения физики успели сделать последовательность снимков этого состояния вещества.

На следующем эксперименте ученые попробуют выяснить, как в горячую плотную материю превращается водород – основной элемент во Вселенной. Это позволит разобраться не только с формированием планет, но и станет еще одним шагом на пути к управляемому термоядерному синтезу, который рассматривается в качестве потенциально неисчерпаемого источника энергии.