18 ноября ‘19, Понедельник

Найдено древнейшее свидетельство материнской заботы у насекомых

Энтомологи обнаружили кусок мелового янтаря с червецом, к брюшку которого прикреплен яйцевой мешок. Это древнейшее ископаемое свидетельство заботы насекомых о своем потомстве.

Описание находки было подготовлено китайскими учеными из Нанкинского института геологии и палеонтологии и их польскими коллегами. Статья опубликована в журнале eLIFE.

Червецы – это крошечные насекомые с плоским телом, которые, подобно своим родичам тлям, атакуют растения и являются сельскохозяйственными вредителями. Однако некоторые червецы могут питаться даже грибами – к ним относятся представители семейства Ortheziidae, весьма распространенного в наши дни.

Авторам статьи посчастливилось обнаружить во фрагменте бирманского янтаря новый вид и род этого семейства, получивший название Wathondara kotejai в честь божества из буддийской мифологии. Найденное насекомое является самкой, чья верхняя сторона тела покрыта широкими пластинками из воска.

Некоторые восковые пластинки заходят за пределы брюшка экземпляра, скрывая прикрепленный к нему яйцевой мешок. Для современных Ortheziidae яйцевые мешки, состоящие из восковых выделений, достаточно характерны. Самки вынашивают там яйца и вылупившуюся молодь, которая несколько дней спасается в мешке от высыхания.

Самка во фрагменте янтаря несет до 60 яиц и несколько недавно вылупившихся нимф. Возраст бирманского янтаря составляет около 100 миллионов лет назад – он образовался примерно в середине мелового периода, когда по Земле еще вовсю бродили динозавры. Авторы статьи утверждают, что это древнейшее прямое свидетельство заботы насекомых о своем потомстве.

Как отмечают ученые, репродуктивные особенности червецов, выражающиеся в существовании яйцевых мешков, могли оказать существенное влияние на эволюцию данной группы. Напомним, недавно в США была обнаружена самка ракушкового рака с яйцами внутри раковины. Возраст находки составляет 450 миллионов лет – она считается древнейшим известным примером материнской заботы среди всех живых организмов.