19 апреля ‘24, Пятница

Телескоп-робот оставит астрономов без работы

Астрономы сообщили об обнаружении двух новых суперземель рядом со звездой, расположенной недалеко от Солнечной системы. Примечательно, что открытие было сделано без участия человека.

Об этом говорится в статье американских специалистов, которая будет опубликована в журнале Astrophysical Journal.

К категории суперземель относятся экзопланеты, превышающие массу Земли не более чем в 10 раз. В отличие от гигантских планет, состоящих из газа, суперземли по своему строению напоминают нашу планету, что делает вероятным существование жизни на некоторых из них. Однако астрономам нечасто удается обнаружить суперземли в непосредственной близости от нас, как это случилось в 2012 году.

На этот раз открытие было сделано с помощью телескопа «Автоматический открыватель планет» (APF), установленного в Ликской обсерватории (штат Калифорния). Этот телескоп, введенный в эксплуатацию в прошлом году, включается каждую ясную ночь и в автоматическом режиме ищет новые планеты. Две из них он засек рядом со звездой HD 7924, удаленной от нас всего на 54 световых года.

По массе открытые суперземли в 7,9 и 6,4 раза превосходят нашу планету и делают полный оборот вокруг HD 7924 за 15,3 и 24,5 земных дней. Из-за близости к звезде планеты влияют на ее движение - по гравитационному возмущение их и удалось вычислить. Раньше с этой же звездой была обнаружена еще одна суперземля, оборачивающаяся вокруг нее за 5 дней.

Таким образом, планетарная система HD 7924 состоит из трех раскаленных суперземель - на них слишком жарко, чтобы там могла иметься жидкая вода. Как надеются ученые, в обозримой перспективе APF в автоматическом режиме пересчитает все суперземли на расстоянии 100 световых лет от нас. Ученым останется лишь проверять открытия телескопа-робота и готовить публикации для научных журналов.

«Нынешний уровень автоматизации меняет правила игры в астрономии, можно сказать, что в нашем распоряжении оказалась машина без водителя, которая сама отправляется за планетарными покупками», -- пояснил Эндрю Ховард, соавтор статьи.