29 марта ‘24, Пятница

Супервспышки на Солнце способны уничтожить все электроприборы

Астрономы заявили о том, что звезды, похожие на Солнце, способны генерировать разрушительные супервспышки. Если такое однажды произойдет и с нашим светилом, то человечество останется без компьютеров и мобильной связи.

Об этом говорится в статье британских ученых из Университета Уорвика, опубликованной в журнале Astrophysical Journal Letters.

Известно, что на Солнце периодически возникают мощные вспышки - выбросы энергии, о которых можно судить, например, по изменению изотопного состава древесины и необычным атмосферным явлениям. Самая сильная из таких вспышек произошла в 774 году – летописи этого времени сообщают о «красном распятии» в небе и других таинственных знамениях.

Авторы работы представили еще одно свидетельство, доказывающее, что Солнце способно периодически порождать супервспышки. Они наблюдали за звездой KIC9655129, относящейся к тому же классу, что и наше светило. KIC9655129 известна своими супервспышками, которые достигают мощности, эквивалентной одному миллиарду мегатонн в тротиловом эквиваленте – для сравнения, самые мощные вспышки на Солнце слабее примерно на порядок.

Ученые заметили, что каждая супервспышка звезды затухала особым образом – выброс энергии снижался не плавно, а волнообразно. Всего исследователи выявили в этом процессе два типа независимых квазипериодических пульсаций, происходящих с периодичностью в 78 и 32 минуты.

«Наиболее вероятным объяснением двух независимых квазипериодических пульсаций являются магнитодинамические осцилляции, которые часто сопровождают солнечные вспышки. Следовательно, одни и те же процессы стоят и за солнечными вспышками, и за супервспышками звезды. Это доказывает, что потенциально Солнце способно порождать разрушительные супервспышки», -- пояснила Анна-Мария Брумхол, соавтор работы.

Если одна из таких супервспышек на Солнце всё же случится, то из строя выйдет большинство электроприборов, в особенности системы GPS-навигации. Впрочем, астрономы уточнили, что поведение KIC9655129 отличается от Солнца, поскольку вокруг нее обращается еще одна звезда. Поэтому, в отличие от KIC9655129, супервспышки на Солнце могут быть крайне редки.