28 марта ‘24, Четверг

Черная дыра в центре Млечного пути оказалась гигантским магнитом

Астрономы впервые измерили магнитное поле сверхмассивной черной дыры, расположенной в центре нашей галактики. Оказалось, что оно очень динамично и меняется каждые 15 минут.

О своем открытии международный коллектив астрономов сообщил в свежем выпуске журнала Science.

Согласно теории, сверхмассивные черные дыры, которые имеются в центре большинства галактик, включая Млечный путь, продуцируют магнитное поле. Однако до настоящего времени эту теорию не удавалось проверить, поскольку сверхмассивные черные дыры, несмотря на свою огромную массу, крайне компактны, что затрудняет наблюдения за ними.

Например, дыра Sgr A* в центре Млечного пути по массе превышает Солнце в 4 миллиона раз, однако ее горизонт событий (граница, попадая за которую, объекты неминуемо засасываются в дыру) имеет меньшую протяженность, чем орбита Меркурия. Вдобавок, Sgr A* удалена от нас на 25 тысяч световых лет. Авторы работы смогли справиться с этим затруднением, работая с сетью радиотелескопов Event Horizon Telescope (EHT).

Фактически, сеть EHT объединила радиотелескопы на всех континентах в один гигантский телескоп размером с нашу планету. Разрешение этой системы составляет 15 микроарксекунд (одна арксекунда - это 1/3600 градуса). Оптический телескоп с таким разрешением смог бы различить мячик для гольфа на поверхности Луны.

Наведя EHT на дыру Sgr A*, ученые выяснили, как ведет себя излучение, испускаемое электронами, движущимися вдоль линий магнитного поля у самого горизонта событий. Это позволило составить «карту» магнитного поля черной дыры. Выяснилось, что в одних местах его линии спутаны и неупорядочены, а в других, напротив, хорошо организованы.

Каждые 15 минут магнитное поле Sgr A* перестраивается. «Центр галактики оказался куда более динамичным местом, чем мы только могли себе представить, магнитное поле там всё время танцует», --пояснил Майкл Джонсон, соавтор статьи. По словам исследователей, открытие поможет понять, почему черные дыры испускают так много излучения - эта проблема считается одной из основных в современной астрономии.