20 апреля ‘24, Суббота

Проблемы со здоровьем у европейцев связали с генами неандертальцев

Генетики выяснили, что многие проблемы со здоровьем, наблюдающиеся у европейцев, связаны с генами, которые их предки получили от неандертальцев. К ним относятся депрессия, психологические расстройства, тромбозы и даже пристрастие к табаку.

К такому выводу пришли американские специалисты из Университета Вандербильта, чья статья опубликована в свежем выпуске журнала Science.

Несколько лет назад было установлено, что от 1 до 4% генов современные люди получили от неандертальцев. Такого наследства избежали только африканцы, поскольку современные люди скрещивались с неандертальцами уже после выхода из Африки, на территории Европы.

Ученые предприняли уже несколько попыток установить, в чем именно у нас проявляются неандертальские генетические вариации. Так, два года назад американцы расшифровали геномы около 1000 человек неафриканского происхождения и обнаружили, что мы унаследовали от неандертальцев гены, повышающие риск развития диабета второго типа, болезни Крона, а также усиливающие пристрастие к табаку.

На этот раз американские генетики провели еще более масштабное исследование. В его основу легла анонимная база данных, содержащая сведения о состоянии здоровья около 28 000 европейских пациентов. У каждого из них были взяты пробы биоматериала. Проведя генетический анализ образцов, исследователи смогли связать конкретные заболевания пациентов с генами, считающимися наследством неандертальцев.

Выяснилось, что от неандертальцев европейцы унаследовали повышенную свертываемость крови. Когда-то этот признак был адаптивным, поскольку способствовал быстрому заживлению ран, но сейчас он приводит к образованию тромбов, что является причиной инсультов, осложнений при беременности и тромбоэмболии легочной артерии.

Далее, неандертальские гены провоцируют возникновение кератоза - патологического утолщения рогового слоя кожи. В прошлом, вероятно, такие гены также были полезны, поскольку они помогали коже людей адаптироваться к новым условиям после выхода из Африки.

Наконец, ученые установили, что гены неандертальцев в значительной степени регулируют нашу психическую жизнь - в частности, они могут значительно понижать, или, напротив, повышать риск возникновения депрессии, а также психических и неврологических расстройств. Также авторы работы подтвердили данные своих коллег о связи неандертальских генов со склонностью к курению.