25 апреля ‘24, Четверг

Астрономы стали свидетелями рождения новой Земли

Ученые получили рекордно четкий снимок протопланеты, которой в будущем предстоит стать аналогом Земли. Наблюдения помогут проверить теории планетообразования.

Об этом говорится в статье испанских и немецких астрономов, опубликованной в журнале Astrophysical Journal Letters.

Впервые протопланетный диск рядом с звездой HL Tau из созвездия Тельца был замечен еще в 2014 году. Возраст звезды составляет всего один миллион лет, она удалена от нас на 450 световых лет. Открытие стало неожиданностью для ученых, поскольку считалось, что планеты не могут образовываться рядом со столь молодыми звездами.

Все наблюдения проводились с помощью чилийского радиотелескопа ALMA, работающего на коротких радиоволнах длиной 1 мм. Ученым удалось рассмотреть внешнюю сторону диска – она была исчерчена круговыми дорожками, которые оставляют за собой зарождающиеся планеты, раскидывая в сторону окружающую пыль. Одна из них, скорее всего, в будущем превратится в газовый гигант, превосходящий Юпитер в 10-15 раз.

На этот раз астрономы привлеки «Очень большой телескоп» (VLA), расположенный в США. Поскольку он принимает длинноволновые радиосигналы (длина волны – 7 мм), ученые смогли заглянуть внутрь протопланетного диска, как раз в ту область, где, согласно теории, должны возникать каменистые планеты, похожие на Землю.

И действительно, ученые идентифицировали скопление вещества, по массе превосходящее Землю в 3-8 раз. Оно состоит из частичек диаметром до одного сантиметра. «Мы убеждены, что этот сгусток представляет собой самую раннюю стадию образования протопланеты, и мы первые, кто эту стадию увидел», -- пояснил Томас Геннинг, соавтор работы.

В России разработали углеродный калькулятор