19 января ‘20, Воскресенье

Луна когда-то смотрела на Землю другой стороной

Планетологи выяснили, что за время космической эволюции ось вращения Луны значительно сместилась. Это значит, что когда-то она была повернута к Земле не совсем той стороной, что сейчас.

К такому выводу пришли американские ученые из Университета штата Аризона, чья статья опубликована в журнале Nature.

Открытие было сделано, когда авторы работы разбирали архив космической миссии Lunar Prospector, реализованной в 1998-1999 годах. В ходе нее одноименный зонд составил полную карту распределения химических элементов по поверхности Луны. Руководствуясь этой картой, ученые заметили на полушариях Луны пару крупных пятен, обогащенных водородом.

Оба пятна расположены строго симметрично, друг напротив друга. В то же время данные регионы удалены от нынешних полюсов Луны, через которые проходит ее ось вращения в наши дни. Обилие водорода свидетельствует о присутствии в районе пятен водяного льда. Лед имеется и на действующих лунных полюсах, которые постоянно находятся в тени.

Авторы статьи сделали вывод, что пара этих странных пятен представляет собой не что иное, как «палеополюса» Луны. Когда-то лунная ось проходила именно через них, но затем она сместилась примерно на 6 градусов, так что полюса Луны оказались там, где они находятся сейчас.

Ученые считают, что это смещение связано с геологической активностью в Океане Бурь - так называется крупнейшее лунное море. Когда-то там активно извергались вулканы, что привело к изменению плотности данного региона. Из-за этого Луна немного накренилась набок.

Впрочем, пока авторы статьи не могут точно сказать, как на палеополюсах мог сохраниться лед после того, как они переместились из тени на свет. Согласно одной из гипотез, лед припорошило астероидной пылью, которая и спасла его от испарения.