28 марта ‘24, Четверг

Доказана неспособность динозавров к пению

Ученые доказали, что динозавры, в отличие от своих ближайших родичей птиц, так и не научились петь. На такой вывод наводит находка древнейшего птичьего голосового органа возрастом 66-69 млн лет.

Результаты исследования, проведенного американскими палеонтологами из университета штата Техас в Остине, опубликованы в свежем выпуске журнала Nature.

Птицы считаются прямыми потомками динозавров, поэтому некоторые ученые предполагали, что они тоже обладали неплохими вокальными данными. Авторы статьи показали, что это не так. Они пришли к такой мысли, заново изучив скелет позднемеловой птицы Vegavis из отряда гусеобразных, найденный на антарктическом острове Вега еще в 1992 году.

Выяснилось, что при первоописании этой находки исследователи просмотрели у нее сиринкс - голосовой орган птиц. Он располагается в месте раздвоения трахеи на бронхи и состоит из хрящевых колец и козелка - особого хряща, вдающегося в полость трахеи. При прохождении воздуха сиринкс вибрирует, что и позволяет птицам петь. Из-за того, что сиринкс образован хрящами, он редко сохраняется в ископаемом состоянии.

Древнейшей птицей, у которой уцелел сиринкс, до сих пор считалась гусеобразная Presbyornis, найденная в отложениях эоцена. Однако она жила уже после вымирания динозавров. Напротив, антарктическая Vegavis была их ровесницей. Раз этот орган мог сохраниться у Vegavis, то это же справедливо и для динозавров. Тем не менее, говорят ученые, нет данных, чтобы сиринкс был найден хоть у одного динозавра - следовательно, этого органа у них просто не было.

Открытие доказывает, что птицы приобрели умение петь с нуля, независимо от своих предков динозавров, причем уже достаточно рано. С помощью компьютерного томографа палеонтологи изучили сиринкс Vegavis и сравнили его с аналогичной структурой у 12 видов современных птиц. Оказалось, что кольца сиринкса поздемеловой птицы были ассиметричны, как у представителей семейства утиные в наши дни. Поэтому Vegavis могла издавать особые гудящие звуки.