28 марта ‘24, Четверг

Предложена новая теория возникновения инстинктов

Ученые показали, что инстинкт вторичен, а обучение - первично. Когда животные на протяжении поколений делают одно и то же, это отражается на их ДНК и в итоге приводит к возникновению врожденных инстинктов.

К такому выводу пришли специалисты из США и Австралии, чья статья опубликована в журнале Science.

Ни одно животное не появляется на свет подобно чистому листу. Дельфины с рождения умеют плавать, а пчелы – общаться друг с другом при помощи танцев. Среди ученых уже много лет идут споры о том, как в процессе эволюции возникает такое инстинктивное поведение.

До сих пор считалось, что инстинкты появляются в результате генетических мутаций, влекущих за собой перестройки нервной системы. Носители благоприятных мутаций выживают, носители неблагоприятных – уничтожаются естественным отбором.

Обучаемости в этой схеме отводилась второстепенная роль – даже если организм усвоил какой-то полезный навык, он всё равно не сможет передать его потомкам. По наследству передается лишь способность к обучению, но не умения, приобретенные на ее основе.

Авторы статьи поставили этот устоявшийся взгляд под сомнение, апеллируя к новейшим достижениям эпигенетики. Так называется наука, которая изучает передающиеся по наследству изменения ДНК, не затрагивающие ее последовательность. В этом случае порядок нуклеотидов («букв») в ДНК остается таким же, но к некоторым из них добавляются, например, метильные группы, влияющие на экспрессию генов.

Например, мыши, научившиеся бояться какого-то запаха, метилируют соответствующие гены, связанные с обонянием. В результате боязнь этого запаха передается их потомству, и так вплоть до третьего поколения, пока метильные группы не исчезнут. Если же животным приходилось вести себя подобным образом на протяжении многих поколений, эпигенетические механизмы могли бы привести уже к необратимым перестройкам генома.

Получается, пластичность поведения, и в, частности, обучение, первично, а не вторично. Накрепко затверженный навык с течением времени имеет шанс превратиться во врожденный инстинкт. Следовательно, инстинкт – это в буквальном смысле память предков, утверждают авторы статьи.