20 апреля ‘24, Суббота

Разгадана тайна происхождения древних греков

Ученые выяснили, что минойцы и микенцы, которые дали начало древнегреческой цивилизации, были близкородственными народами, чья родина располагалась на территории современной Турции. Более того, в жилах современных греков до сих пор течет микенская кровь.

К такому выводу пришли американские специалисты из Гарвардской медицинской школы, чья статья опубликована в свежем выпуске журнала Nature.

Древние греки оказали колоссальное влияние на развитие западной цивилизации, так что ученые давно ломают копья об их происхождении и дальнейшей судьбе. Например, сторонники гипотезы «Черной Афины» указывают на африканские истоки эллинского мира. А немецкий историк Якоб Фальмерайер и вовсе полагал, что современное население Греции сформировалось в результате славянского завоевания во время Великого переселения народов и потому не имеет отношения к современникам Гомера и Аристотеля.

Авторы статьи решили поставить точку в этом вопросе, проанализировав ДНК древних микенцев и минойцев. По археологическим данным именно они являются непосредственными предшественниками древних греков. Микенцы были воинственным народом, населявшим материковую Грецию, а минойцы, уделявшие больше времени ремеслам и торговле, жили на Крите. Исследователи провели генетический анализ останков 14 микенцев и минойцев, а также нескольких фермеров, живших в бронзовом веке в Анатолии (часть современной Турции).

Сравнив геномы этих людей с уже расшифрованными геномами 334 других обитателей древнего мира, а также с геномами 30 современных греков, ученые выяснили: микенцы и минойцы, несмотря на культурные различия, генетически были очень близки. И те, и другие были шатенами и имели коричневые глаза. Примечательно, что сохранившиеся на керамике того времени изображения микейцев и минойцев соответствуют этому портрету.

Единственное серьезное отличие между двумя этими народами - небольшая (4-16%) примесь генов жителей Восточной Европы и сибиряков, имеющаяся у микенцев. Получается, материковая Греция подверглась нашествию мигрантов из Евразии, однако эта миграционная волна не докатилась до Крита. Сами же минойцы и микенцы были потомками жителей Анатолии. Интересно, что современные греки на генетическом уровне напоминают микенцев, так что этот народ не был стерт с лица земли, как полагали некоторые исследователи.

«Преемственность между микенцами и нынешними греками особенно удивительна, ведь регион Эгейского моря был перекрестком разных цивилизаций на протяжении многих тысяч лет», -- пояснил Джордж Стаматоянопопулус, соавтор статьи.