26 апреля ‘24, Пятница

Кишечная микрофлора американцев напоминает микрофлору хищников

Состав бактерий кишечника городских жителей США существенно отличается от деревенских жителей Малави и Венесуэлы. Это свящано с преобладанием в рационе американцев мясной пищи.

Ученые выяснили, как микрофлора кишечника зависит от региона проживания и возраста человека. Результаты исследования опубликованы в последнем номере журнала Nature.

В ходе исследования были изучены образцы фекалий 531 человека. Анализ бактериальной ДНК, содержащейся в этих образцах, позволил сделать выводы о составе микрофлоры кишечника населения различных регионов. Всего специалисты проанализировали фекалии жителей трех регионов: нескольких городов США, двух соседних деревень в Венесуэле и нескольких деревень африканского государства Малави. Были исследованы как дети, так и взрослые.

Выяснилось, что во всех популяциях различия в кишечной микрофлоре индивидуумов проявляются наиболее сильно в первые годы жизни, затем постепенно сглаживаясь. Менее заметны они и у тех людей, которые ведут общее хозяйство. Генетическая близость людей слабо отражается на бактериях кишечника: так, во взрослом возрасте у дизиготных близнецов кишечная микрофлора отличается не больше, чем у монозиготных.

Исследователи выявили важные различия между деревенскими жителями Венесуэлы и Малави, и городскими жителями США. По-видимому, это связано с особенностями питания: в рационе деревенских жителей этих регионов преобладает растительная пища, масс (кукуруза) и маниок, а у жителей США – мясная, богатая белком.

В кишечниках деревенских жителей Венесуэлы и Малави при рождении высока численность бактерий, содержащих гены уреазы. Затем, по мере взросления, численность таких бактерий падает, в то время как у жителей США их содержание с самого начала остается низким и сохраняется на постоянном уровне. Это связано с тем, что уреаза играет важную роль в азотном обмене, расщепляя мочевину. До 15% азота в материнском молоке содержится именно в форме мочевины, поэтому ее полноценное усвоение важно для тех популяций, питание которых бедно белками и азотистыми веществами. Поэтому в кишечниках младенцев Венесуэлы и Малави бактерии пяти видов, синтезирующих уреазу, представлены гораздо более обильно, чем у американских детей.

Во взрослом возрасте региональные различия в кишечной микрофлоре также сохраняются. Так, в кишечниках взрослых обитателей Малави и Венесуэлы высока численность бактерии Эшерихии коли, содержащей ген фермента глутамат-синтазы, которая имеется также в кишечниках травоядных животных. А вот тип Эшерихии коли из кишечника американцев соответствует микрофлоре плотоядных животных.

Здоровое питание человека во многом зависит от бактерий его кишечника, поэтому, как подчеркивают ученые, региональные и возрастные вариации кишечной микрофлоры требуют дальнейших исследований.

В российских аэропортах могут пропасть металлические ножи и вилки