26 апреля ‘24, Пятница

Исчезновение протопланетного диска удивило астрономов

Пылевой диск в окрестностях молодой звезды исчез всего за два года, что может свидетельстовать о высокой скорости образования планетной системы.

Во время очередного цикла наблюдений астрономы зафиксировали, что одна из звезд в созвездии Кентавра потеряла свой пылевой диск, причем пропажа по космическим меркам произошла мгновенно. Статья с описанием этого явления опубликована в журнале Nature.

Звезда, получившая название TYC 8241 2652 1, была обнаружена в начале 2000-х. Она расположена от нас на расстоянии 450 световых лет и представляет собой оранжевый карлик, возраст которого оценивается примерно в 10 миллионов лет. Когда астрономы начали наблюдать за этой молодой звездой, она была окружена пылевым диском, разогретым почти до 180 градусов по Цельсию, который был хорошо виден в инфракрасном диапазоне. Диск отстоял от звезды примерно на ту же дистанцию, что отделяет Солнце от Меркурия, и ученые сочли его протопланетным образованием.

Однако затем, в 2009-2011 годы, когда ученые наблюдали за звездой при помощи телескопов чилийской обсерватории Gemini South и орбитального телескопа WISE, они зафиксировали резкое снижение уровня инфракрасного излучения, исходящего от диска. Через 8 месяцев после начала наблюдений светимость диска снизилась на треть, а к концу второго года исследования и вовсе уменьшилась в 30 раз.

Как говорят ученые, это означает, что содержание пылевых частиц в протопланетном диске упало практически до нуля. «Это всё равно, как если бы вы сфотографировали Сатурн, а через два года снова навели бы на него объектив и увидели, что у Сатурна пропали кольца», -- пояснил Бен Цукерман, один из авторов исследования.

Ученые пока не могут уверенно объяснить столь внезапное исчезновение пылевого облака, и поэтому выдвинули две альтернативных гипотезы. Согласно одной из них, скорость движения частиц превысила критическую отметку, после которой они стали дробиться на более мелкие части и вымываться солнечным ветром звезды.

Согласно другой гипотезе, в окрестностях планеты произошла быстрая аккреция (слипание) компонентов пылевого облака, что является первым этапом в формировании планетной системы. Если такая гипотеза верна, то это в корне меняет наши представления о механизме возникновения планет. Судя по стремительности исчезновения протопланетного диска, процесс образования планет может исчисляться не миллионами лет, а месяцами и годами.