29 марта ‘24, Пятница

Палеонтологи установили способ питания диплодока

Крупный растительноядный динозавр обдирал листву с высоких ветвей деревьев, однако питаться корой он не мог.

Ученые из Бристольского университета и лондонского Музея естествознания при помощи новой технологии проанализировали череп диплодока, крупного растительноядного динозавра, чтобы определить, чем и как он питался. Результаты исследования опубликованы в журнале Naturwissenschaften.

Диплодок, существовавший в юрском периоде около 150 миллионов лет назад, относится к зауроподам, четвероногим динозаврам. Вес гиганта составлял около 15 тонн, поэтому среди ученых не утихают споры о том, чем же должен был питаться этот динозавр, чтобы прокормить себя. Особое внимание привлекают длинная шея, узкие зубы и сравнительно небольшая голова диплодока, которые, по мнению ряда палеонтологов, исключают возможность того, что диплодок мог перерабатывать большие объемы грубой растительной пищи.

«Диплодок настолько отличается от современных животных, что его не с кем сравнить. Поэтому только биомеханический подход способен пролить свет на его физиологию», -- пояснил Марк Ян, один из авторов работы. Чтобы построить биомеханическую модель головы диплодока, ученые обработали данные компьютерной томографии его черепа с помощью метода, изначально разработанного для расчета нагрузки, приходящейся на разные детали самолетов и гоночных автомобилей.

Сравнив предполагаемую нагрузку, которая могла приходиться на зубы, челюсти и остальной череп диплодока при различных типах его питания, ученые пришли к выводу, что наиболее вероятным способом питания этого динозавра было обдирание листвы с веток деревьев. Расчеты также показали, что обдирать кору, подобно современным оленям, диплодок не мог, так как его череп был слишком хрупким для этого. Кроме того, выяснилось, что максимальная нагрузка у диплодока приходилась на предчелюстную и челюстную кости, что согласуется с данными об эволюции зауроподов, которые в течение миллионов лет развивались так, чтобы ее рассредоточить.