24 апреля ‘24, Среда

На Титане нашли молодые реки

По неизвестным причинам поверхность Титана периодически обновляется. Это дает начало формированию новых, молодых рек.

Астрономы пришли к выводу, что русла метановых рек, открытые космическим зондом Cassini на поверхности Титана, спутника Сатурна, образовались очень недавно. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Geophysical Research.

Титан – единственная планета в Солнечной системе, помимо Земли, на которой присутствует жидкость. Она представлена жидким метаном, который, подобно воде земных рек, течет по льдам, покрывающим Титан, и вымывает в них разветвленные русла. Данные о 52-ух таких руслах, полученные с помощью радаров зонда Cassini, и обработали авторы статьи.

Оказалось, что только 9% участков метановых рек на Титане подверглись эрозии. Сравнив реки на Титане с реками на Земле, ученые обнаружили, что метановые русла Титана очень похожи на ранние стадии эволюции земных рек. По мнению ученых, этот факт можно объяснить или низкими темпами эрозии на Титане (в этом случае реки образовались давно, но их берега остаются стабильными длительное время), или же периодическими обновлениями его поверхности, в результате которых реки возникают заново. Гипотезе о медленной эрозии противоречит небольшое число кратеров, обнаруженное на Титане. Если на поверхности планет, неактивных в геологическом плане, кратеры от ударов метеоритов сохраняются миллиарды лет, то на Земле и на Титане они постепенно исчезают в результате движения тектонических плит и эрозии. Следовательно, как предположили астрономы, эрозия на Титане протекает быстро, а молодой облик метановых рек объясняется тем, что они в самом деле возникли недавно, после того, как поверхность планеты подверглась очередной перестройке.

Ученые надеются, что в дальнейшем они смогут лучше понять процессы «омоложения» Титана, изучая ландшафты на Земле, подвергшиеся действию ледников и вулканов.

Напомним, что недавно астрономы нашли на Титане подземный океан.