29 марта ‘24, Пятница

Китайские динозавры обедали птицами

В пищеварительном тракте хищного двуногого динозавра нашли остатки трех примитивных птиц.

Китайские палеонтологи вместе со своими канадскими коллегами выяснили, чем питались синокаллиоптериксы, небольшие двуногие хищные динозавры. Результаты исследования опубликованы в журнале PLoS One.

Авторы статьи изучили два скелета пернатого динозавра Sinocalliopteryx gigas, которые были найдены в отложениях знаменитой формации Исянь, расположенной в северокитайской провинции Ляолинь. Возраст формации составляет 125-120 миллионов лет (начало мелового периода). В последние годы в Исяне было обнаружено множество новых видов позвоночных и беспозвоночных животных, включая ютирануса, хищного динозавра с пушистым хвостом, и крупных кровососущих насекомых, внешне напоминающих блох.

Синокаллиоптериксы, описанные из Исяня, относятся к целурозаврам, пернатым двуногим хищным динозаврам, близким родственникам птиц. Их длина могла достигать двух метров, а сами они были покрыты перьями. Изучив содержимое желудков двух синокаллиоптериксов, ученые пришли к выводу, что они питались своими же пернатыми родичами – конфуциусорнисами, ископаемыми примитивными птицами, которые также известны из отложений Исянz.

Всего в районе пищеварительного тракта одного из синокаллиоптериксов были найдены кости, принадлежащие, по меньшей мере, трем конфуциусорнисам. Об этом свидетельствует количество одинаковых лопаток, коракоидов («вороньи» кости) и плечевых костей, обнаруженных в желудке динозавра. По-видимому, все три птицы находились на разных стадиях переваривания. В желудке другого синокаллиоптерикса содержались кости синортитозавра, мелкого хищного динозавра из семейства Dromaeosauridae.

«Синортитозавр, жертва синокаллиоптерикса, является первым свидетельством того, что один хищный динозавр мог стать добычей другого», -- пояснил Скотт Персонс, один из авторов статьи. Исследователи не могут сказать, были ли синокаллиоптериксы падальщиками или же ловили живых птиц. В последнем случае, скорее всего, они внезапно нападали на конфуциусорнисов из засады, чтобы не дать им взлететь.