26 апреля ‘24, Пятница

Atlantis приземлился на запасном космодроме

Шаттл Atlantis успешно приземлился на авиабазе ВВС США «Эдвардс» в Калифорнии. Из-за нелетной погоды на мысе Канаверал для посадки пришлось использовать запасную площадку. Астронавты вернулись на Землю после успешного полета к орбитальному телескопу Hubble.

Американский челнок Atlantis совершил посадку на военной базе ВВС США «Эдвардс» в 19.39 по московскому времени. Завершилась почти 13-дневная миссия шаттла, во время которой астронавты в пятый и последний раз посетили орбитальный телескоп Hubble.

Погода задержала на орбите

Ранее приземление челнока на территории космического центра Кеннеди во Флориде несколько раз откладывалось из-за плохих погодных условий на мысе Канаверал. Астронавтам пришлось задержаться на орбите.

На Землю вернулся экипаж шаттла в составе семи человек. Командовал полетом Скотт Алтман, который уже в четвертый раз побывал в космосе. А к Hubble Алтман летал во второй раз. Пилотом шаттла стал Грегори Джонсон, в первый раз совершивший полет в космос.

Также в состав экипажа вошли пять специалистов по программе полета. Самый опытный из них -- Джон Грюнсфелд. Он уже третий раз летал к Hubble, а в его послужном списке теперь восемь выходов в открытый космос для работ с телескопом.

Во время нынешнего полета Грюнсфелд работал в паре с Эндрю Фьюстелом, для которого нынешний полет стал первым. В составе нынешнего экипажа также оказался Майк Массимино, в активе которого теперь четыре выхода в открытый космос. В этот раз его напарником был новичок Майкл Гуд.

Единственной женщиной в составе экипажа Atlantis оказалась Меган Макартур, впервые побывавшая в космосе. Hubble она не ремонтировала, но свою роль в миссии сыграла.

Atlantis стартовал (видео на странице Infox.ru) с космодрома на мысе Канаверал 11 мая, в 22.01 мск. 13 мая Atlantis приблизился к Hubble, захватил его манипулятором и пристыковал в грузовом отсеке шаттла. После пяти выходов в открытый космос астронавты снова вывели телескоп в свободный полет, а сами удалились на безопасное расстояние.

Все этапы пяти выходов в открытый космос сняты на камеру IMAX и войдут в посвященный полету к Hubble фильм.

Hubble

Космический телескоп Hubble стал одним из самых успешных проектов во внеатмосферной астрономии. Телескоп доставил на орбиту шаттл Discovery 25 апреля 1990 года. Длина аппарата -- около 13,26 м, максимальный диаметр -- 4,27 м, размах солнечных батарей -- 12 м, масса -- около 12,2 т (после последнего ремонта). Высота орбиты -- почти 600 км.

Астронавты NASA и Европейского космического агентства (доля которого в проекте 15%) ранее провели четыре полета к Hubble, чтобы заменить вышедшее из строя оборудование и установить на телескопе новейшие приборы. Миссии прошли в 1993, 1997, 1999 и 2002 году.

Нынешний полет к Hubble -- последний. Предполагается, что ремонт и установка нового оборудования продлят жизнь телескопа как минимум до 2014 года.